Рельсы – постоянные спутники наши

193 просмотров

Пресс-релизы    5 июля 2019
Рельс – прокатная стальная полоса специального профиля, закрепляемая на шпалах (опрах), между собой и образующая колею. Обычно двухниточную, но бывают и монорельсовые пути. Рельсы направляют колеса, воспринимая немалое давление от движущегося железнодорожного состава (трамвая, метро, горнорудного транспорта и др.). Ответственные изделия (стрелочные переводы, рельсы и др.) производят немногие, например, Нижнетагильский, Новокузнецкий комбинаты. Желающие купить стрелочный перевод р65 знают об этом.

Рельсы маркируются, классифицируются по:
• виду – Р50, Р65, Р65К (для непрямых путей), Р75;
• качеству – В (термоупрочнённые, высшее), Т1, Т2 (термоупрочнённые), Н (неупрочнённые);
• плавке стали – М (мартеновская), К (конвертерная), Э (электрическая).

Различают рельсы также по наличию отверстий, виду заготовки, высоте рельса в целом (152;180;181;192), его шейки (83;104;105) и пера (10.5;11.2;13.5), а также ширине (72;75), подошве (132;150) и толщине по шейке (16;18;20). Например, Р65-Т1-М76Т-25-3 трактуется как класс Р65, категория Т1, марочная сталь М76Т, длины 25 м с 3 отверстиями под болты).

Требования (базовые) к рельсам отражают факторы:
• прямолинейности (вертикальной, горизонтальной);
• профиля (допуски);
• химического состава (твердости стали);
• недопустимых дефектов, например, неметаллических включений (важно для оценки будущих усталостных эффектов, деформации).

Рельсы у изготовителя подлежат приемке, дефектоскопии. Затем их клеймят (в горячем виде) путем нанесения на шейке номера плавки («П» с номером). Рельс, как и железнодорожные колеса, стрелочные переводы, изготавливается из высокоуглеродистой стали.

Ежегодно растет потребность в различных видах рельсов (примерно 600000 т). Как стрелочный перевод р50 рельсы динамически совершенствуются: улучшается прямолинейность, снижаются неметаллические включения, улучшается технология и экология производства. Все приводит к появлению новых подклассов. Например, выпускают рельсы СС (совмещенное скоростное движение), НК (низкотемпературная надежность), ИК (контактная выносливость).

Рельсы не только направляют колеса, перенаправляют давление на их основание, но и служат проводником тока (обатного, сигнального).
Стандартные рельсы – широкоподошвенные (головка, подошва, соединяющая их шейка).

Концы отфрезерованы точно перпендикулярно оси рельса, допускается перекос до 1 (мм).
...