Жить в мусоре позорно
Ежегодно в России производится около 70 млн тонн отходов, из которых утилизируется лишь 4,5%.Остальной мусор отправляется на полигоны для захоронения. Наряду с разрешёнными полигонами, мощности которых практически исчерпаны, существует множество несанкционированных свалок, загрязняющих почву, водоёмы, воздух и наносящих вред здоровью людей.
Значительную часть отходов составляют «плоды» нашего потребления. Находясь дома, люди, как правило, выбрасывают разнообразный мусор в один пакет, а потом выносят его в специально отведённые места.
Но когда человек выходит из своего жилища, его, увы, мало заботит наличие мусора под ногами. Каждый из нас ежедневно видит на тротуаре, набережной или в парке стаканчики от кофе, обёртки от сладостей или использованные маски для лица. И, как правило, проходит мимо.
Возможно, не все знают, что в российском Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафы за выброс мусора в общественных местах: парках, улицах, на территориях торговых центров, образовательных и медицинских учреждениях. Для физических лиц штраф составляет до 2 тыс. рублей, для юридических лиц — до 5 тыс. рублей. Но, похоже, эти меры не очень хорошо работают.
И кнут, и пряник
А что, если штрафы для нарушителей городской чистоты дополнить поощрением тех, кто сообщает о фактах загрязнения? Такое предложение высказал в проекте «20 идей по развитию России» предприниматель и активист Дмитрий Давыдов. Суть его в том, чтобы «предоставить возможность любым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые будут устанавливать камеры на тротуарах, во дворах жилых домов и зданий, фиксировать нарушения… и действовать как Уполномоченные заявители». С ними государство будет делиться 50% от суммы взысканного с нарушителя штрафа. Часть этой суммы Уполномоченный заявитель отдаст тому, кто сообщит ему о правонарушении.
Конечно, найдутся скептики, которые сочтут это предложение нереализуемым по разным причинам. Что им ответить? Если говорить о правой стороне вопроса, то принять соответствующую законодательную норму легко. Создать «экологическую полицию», на которую государство возложит обязанность контроля чистоты, проблем не составит.
Технологических препятствий также нет. Дополнительные видеокамеры — их в городах и так много — установить нетрудно, как и разработать мобильные приложения, позволяющие в режиме реального времени передавать визуальные доказательства нарушения. И ввести их в программу идентификации личности, которая определит исходные данные нарушителя, реально. А уж смартфоны с камерами есть практически у каждого.
Возникает вопрос: захочет ли кто-то сообщать о загрязнителях дворов и улиц? Наверняка, многие воспримут это как доносительство, которое у нас не в почёте. Но учитывая общественную значимость контроля за чистотой и реальное вознаграждение, подключиться к общему делу вполне могут студенты, пенсионеры, домохозяйки.
Собирать, сортировать и утилизировать с умом
Во всех развитых странах действуют чёткие правила по сбору, сортировке и утилизации мусора, и уже накоплен богатый практический опыт. К примеру, в Швейцарии с 2000 года полностью запрещены свалки. 75% мусора там перерабатывается, 25% сжигается, но так, что в результате получается тепло- и электроэнергия. Занимается сбором и переработкой отходов частный бизнес, а граждане и компании сортируют почти 50 категорий отходов — от разных видов пластика до разных типов батареек.
В России в рамках Национального проекта «Экология», рассчитанного на 2019-2024 годы, идёт «мусорная реформа». Её цель — ликвидация незаконных свалок и переход на раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку для повторного использования. В регионах уже есть хорошие примеры. Так на раздельный сбор отходов переводится жилой фонд Свердловской области: в домах 29 муниципальных образований построены 27 тыс. контейнерных площадок. В них, наряду с традиционными контейнерами для сортируемых и несортируемых отходов, стоят отдельные ёмкости для пластика и макулатуры.
Можно привести и другие положительные примеры, которые есть в Подмосковье, а также городах Альметьевске, Нижнекамске, Твери. Но кое-что настораживает: по данным опроса, раздельные контейнеры для сбора мусора в своём доме/квартире используют всего 25% респондентов.
Как же мотивировать несознательных граждан? В проекте «20 идей для развития России» предлагается вменить им в обязанность закупку «специально предусмотренных мусорных пакетов, в стоимость которых входит специальный сбор на сортировку и утилизацию». Нарушителей должна выявлять и штрафовать экологическая полиция. Действительно, почему бы такую меру не ввести в России для скорейшего достижения поставленной «мусорной реформой» цели?
Вторичное не значит плохое
Что только не производят в мире из отходов! К примеру, в Японии из переработанных пластиковых бутылок изготавливают спортивную одежду, канцелярские товары, офисную мебель, школьную форму. В Швеции из отходов получают биогаз, используемый для нужд городского транспорта.
Современные мусоросжигательные заводы представляют собой тепло- и электростанции в миниатюре, которые производят электричество. В одной лишь Германии действует более 100 таких установок, где утилизируется свыше 18 млн тонн мусора.
Проблемой утилизации отходов всерьёз занялись и в России. В рамках нацпроекта «Экология» госкорпорация «Ростех» совместно с «Росатомом» и ВЭБом.РФ построит в регионах не менее 25 мусоросжигательных заводов, на которых предварительно отсортированные отходы будут перерабатываться в электроэнергию. Три таких завода, по данным «Ростеха», уже введены в эксплуатацию в Подмосковье. Каждый из них рассчитан на переработку до 700 тыс. тонн твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и получение 70 МВт электроэнергии.
С полной утилизацией отходов помогут справиться частные компании, если их привлечь в эту сферу. Для скорейшего решения этого вопроса Дмитрий Давыдов, к примеру, предлагает предоставить компаниям, инвестирующим в мусороперерабатывающую отрасль, налоговые льготы. В первые 10 лет они «будут выплачивать всего лишь 1-3% от прибыли» при условии, что установят оборудование, ориентированное на мировые стандарты и соответствующее самым современным аналогам и самым жёстким критериям отбора.
Такая мера способствовала бы активизации предпринимательской активности в стране, увеличению доходной части бюджета за счёт новых инвестиционных проектов и дополнительных поступлений от налогов и сборов.
Экокультура с младых ногтей
Прав Дмитрий Давыдов и в том, что экологическое просвещение надо начинать с детского возраста. Именно в нём лучше всего сеять семена экокультуры. К слову, в Европе и Японии им занимаются с детского сада. Малыши чутко реагируют не только на красоту природы, но и быстро обучаются тому, как содержать помещение и двор в чистоте, убирать мусор дома и на улице. Особенно, когда обучение идёт в форме игры.
В России экологическое просвещение, хоть и декларируется в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», но не стало системным — частично с его основами дети знакомятся в курсах биологии или окружающего мира. Экоуроки в школах не являются обязательными — здесь многое зависит от позиции директора учебного заведения и учительского коллектива.
Радует, что энтузиасты из общественных организаций реализуют интересные проекты. Один из них — созданный межрегиональным движением «ЭКА» просветительский портал «Экокласс», где в помощь учителям собраны 30 уроков, причём в интерактивном игровом формате. За 6 лет около 60 тыс. учителей провели в своих школах такие уроки для 2 млн школьников.
И это не единственная инициатива. В школах Санкт-Петербурга экоуроки на русском и английском языках, к примеру, о пищевых отходах и экологизации праздников, проводит правовой экологический центр «Беллона». Это значит, что хорошие примеры у нас есть — нужно, чтобы опыт активистов расширялся на всю страну.
Партнерский материал