США увеличили свою активность в Черноморском регионе в конце октября. Корабли Военно-морских сил США находятся в Черном море уже несколько дней. Эсминец Porter и командно-штабной корабль Mount Whitney вошли в акваторию 30 октября и 4 ноября соответственно. Также 3 ноября в регион прибыл американский танкер John Lenthall. АиФ.ru выяснял, что за корабли приблизились к берегам РФ.
Эсминец Porter
Это эсминец с управляемым ракетным вооружением типа «Арли Бёрк». Porter оснащен крылатыми ракетами Tomahawk с дальностью действия 1,6 тыс. км и системой противоракетной обороны Aegis («Иджис»).
Благодаря боевым возможностям системы «Иджис», эскадренные миноносцы способны вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника. Кроме того, система способна принимать и обрабатывать информацию от датчиков других кораблей/летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые. Таким образом, система может поддерживать командира ПВО соединения, хотя и не может полностью автоматизировать все функции ПВО.
Корабль ВМС США Porter наряду с эсминцами Donald Cook, Roosevelt и Ross размещен на постоянной основе в Европе на испанской военной базе в Роте. Вместе с наземными базами ПРО Aegis в Польше и Румынии они являются составными частями программы построения европейской поэтапной адаптивной системы противоракетной обороны.
Командно-штабной корабль Mount Whitney
Считается одним из самых совершенных кораблей АСУВ типа C4I (англ. command, control, communications, computers and intelligence — командование, управление, коммуникации, компьютеры и информация). Входящая в состав радиоэлектронных средств корабля система JTIDS может передавать и принимать большие объёмы защищённых данных в любой точке Земли через разныеканалы связи, в том числе спутниковые. Эта технология позволяет командованию флотом оперативно получать разведывательную и тактическую информацию, а также осуществлять управление его силами.
На нем стоят артиллерийские и ракетные пусковые установки, и даже пулеметы. На корабле есть десантные катера и лодки, вертолетная посадочная площадка.
Этот корабль не первый раз гостит в Черном море. 10 октября 2016 года он прошёл Босфорский пролив и вошёл в акваторию Чёрного моря. 4 февраля 2014 года прибыл в Чёрное море в рамках стандартного военного планирования для обеспечения безопасности при проведении Олимпийских игр в Сочи.
Mount Whitney. Фото: Commons.wikimedia.org
Танкер-заправщик John Lenthall
Это поистине ветеран, отслуживший и вернувшийся снова в строй. John Lenthall — третий корабль класса Henry J. Kaiser. Он был заложен на верфи Avondale Shipyard,Inc. в Новом Орлеане, штат Луизиана,15 июля 1985 года и спущен на воду 9 августа 1986 года. Служил в Атлантическом флоте США под контролем MSC, пока не был выведен из активной службы 11 ноября 1996 года и помещен в резерв. Был восстановлен 7 декабря 1998 года и находится на действительной службе в Атлантическом флоте.
Танкер не раз подвергался опасности. 17 апреля 2004 года торговое судно потеряло рулевое управление и столкнулось с другим судном, прежде чем ударить John Lenthall, когда он находился на пирсе, проходя техническое обслуживание. Никто на борту John Lenthall не пострадал, и она получила лишь ограниченные повреждения внешних конструкций и оборудования. 23 сентября 2008 года мимо танкера проходили пираты, однако дело обошлось предупредительными выстрелами.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Законно ли нахождение кораблей США в Черном море?
Корабли ВМС США могут заходить в Черное море, это им позволяет доктрина Монтрё. Документ подробно регламентирует проход военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы, ставя в преимущественное положение корабли причерноморских государств по сравнению с другими. Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время любые свои военные корабли. Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам.
Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше двадцати одного дня.