Крылья Родины. Арабские премьеры российской авиации

krylja-rodiny-arabskie-premery-rossijskoj-aviacii-a361c36
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В Дубаи сейчас + 32, но это не помешало большинству членов российской делегации остаться верными традиции и приехать на открытие Dubai Аirshow-2021 в строгих темных костюмах. Что в такую жару уже само по себе поступок.

Это первая международная авиавыставка после начала пандемии (а в доковидные времена их проходило по десятку в год — от Ле Бурже и Фарнборо до Сингапура, Чжухая и Сантьяго). Участники из разных стран, не видевшиеся полтора года, не скрывали радости, стукаясь кулаками или локтями. Масочный режим здесь соблюдается строго. За непредоставление информации о положительном тесте или несоблюдение карантина — штраф 20 тыс. дирхам (383 тыс. руб), если без маски — 3 тыс. дирхам (58 тыс. руб).

AgustaWestland AW609 — первый в мире гражданский конвертоплан с непростой судьбой. Впервые взлетел в 2003 г., в ходе испытаний один из прототипов был потерян. На сегодня заказано 60 таких машин. Фото: АиФ/ Игорь Черняк

Но хоть так. Остается надеяться, что теперь, несмотря на пандемию, примеру арабов последуют и другие страны, и авиасалоны снова станут регулярными.

Самолеты ближайшего будущего

Россия в Дубаи показывает целый ряд самолетов и вертолетов, ранее за границей не выставлявшихся. Среди них можно выделить три.

На стенде Рособоронэкспорта представлено сразу 6 новых российских вертолётов. Фото: АиФ/ Игорь Черняк

  • Среднемагистральный МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14. Первый наш гражданский самолет, имеющий крыло из композитных материалов и самые новые бортовые системы. Производитель — корпорация «Иркут» — обращает внимание на его более просторный по сравнению с конкурентами салон и экономичность. Утверждается, что он ничем не уступает последним модификациям семейств Boeing-737 и Airbus-320 и даже имеет ряд преимуществ. Для показа в Дубаи часть салона в МС-21 установлена эконом-, а часть — бизнес-класса. Интересно, что часть деталей к двигателям ПД-14 недавно начали печатать на 3D-принтере, что позволяет сэкономить время производства с полугода до трех недель с сохранением всех свойств. Предполагается, что первый серийный МС-21 поднимется в воздух в декабре 2021 г., а регулярные рейсы начнутся в 2022 г.
  • Созданный на базе «Суперджета» бизнес-самолет Аurus того же «Иркута». Как и МС-21, он совершил беспосадочный перелет в Дубаи из Жуковского — 3700 км. Это лайнер для богатых. В салоне есть все: от душевой кабины до высокоскоростного интернета. Оснащенный дополнительной топливной системой, он имеет дальность полета до 7 тыс. км, т.е. способен без посадок долететь из Москвы до Владивостока, Пекина или Сеула. Бизнес-джет дополнит линейку продвигаемых под этим брендом продуктов класса люкс — вертолета Ансат Aurus Design и серии представительских лимузинов Aurus. Они так и стоят вместе на выставочном площадке — самолёт, вертолёт и автомобиль, вызывая охи проходящих мимо арабских шейхов.

Dubai Аirshow-2021

Вертолёт «Ансат» может использоваться для перевозки грузов и пассажиров, поисково-спасательных операций, патрулирования и оказания экстренной медицинской помощи. © АиФ / Игорь Черняк

Так они и выставлены здесь вместе: бизнес-джет, вертолет и лимузин AURUS. © АиФ / Игорь Черняк

Ка-52 — разведывательно-ударный вертолёт нового поколения. Дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». © АиФ / Игорь Черняк

AURUS на базе «Суперджета» — самолет для богатых. © АиФ / Игорь Черняк

Вертолет AURUS. © АиФ / Игорь Черняк

Лимузин AURUS. © АиФ / Игорь Черняк

Вертолет Ка-226Т пользуется у арабов повышенным вниманием. © АиФ / Игорь Черняк

Ми-28Н «Ночной охотник» (по модификации НАТО: Havoc — «Опустошитель») — ударный вертолет, предназначенный для уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и живой силы проивника. © АиФ / Игорь Черняк

Хорошо проявивший себя в Сирии беспилотник «Орион-Э», который теперь предлагается на экспорт. © АиФ / Игорь Черняк

Многоцелевой Ми-171А2 стал дебютантом авиасалона. © АиФ / Игорь Черняк

Вертолёт «Ансат» может использоваться для перевозки грузов и пассажиров, поисково-спасательных операций, патрулирования и оказания экстренной медицинской помощи. © АиФ / Игорь Черняк

Так они и выставлены здесь вместе: бизнес-джет, вертолет и лимузин AURUS. © АиФ / Игорь Черняк

Ка-52 — разведывательно-ударный вертолёт нового поколения. Дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». © АиФ / Игорь Черняк

AURUS на базе «Суперджета» — самолет для богатых. © АиФ / Игорь Черняк

Вертолет AURUS. © АиФ / Игорь Черняк

Лимузин AURUS. © АиФ / Игорь Черняк

Вертолет Ка-226Т пользуется у арабов повышенным вниманием. © АиФ / Игорь Черняк

Ми-28Н «Ночной охотник» (по модификации НАТО: Havoc — «Опустошитель») — ударный вертолет, предназначенный для уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и живой силы проивника. © АиФ / Игорь Черняк

Хорошо проявивший себя в Сирии беспилотник «Орион-Э», который теперь предлагается на экспорт. © АиФ / Игорь Черняк

Многоцелевой Ми-171А2 стал дебютантом авиасалона. © АиФ / Игорь Черняк

  • Прототип первого нашего однодвигательного истребителя-невидимки 5-го поколения Су-75 Checkmate, который привезли в ОАЭ на Ан-124 «Руслан». «Шах и мат», как его прозвали наши, показывают в отдельном павильоне. По утверждению производителей, он будет отличаться малой заметностью, экономичностью, эффективной системой РЭБ и самой современной бортовой электроникой, включая радар с активной фазированной антенной решеткой. Наши утверждают, что в мире у него есть лишь один конкурент — американский F-35, хотя тот уже давно летает и машин выпущено более 800, из них более 50 принимали участие в боевых действиях. А у нас пока лишь мечта. Которая, впрочем, при воплощении обещает быть намного дешевле супостата ($25-30 млн). Самолет делается для продажи на экспорт, но как бы он не помешал контрактам по МиГ-35, в который вбухано уже очень много денег.

На стенде ОАК представлены новейшие образцы российской авиатехники. Фото: АиФ/ Игорь Черняк  

Беспилотники: догоним ли?

Россия, с опозданием вышедшая на глобальный рынок беспилотников (БЛА), сейчас стремится догнать и перегнать. В Дубае мы «живьём» представили лишь один дрон. Это уже поставляющийся в российскую армию разведывательно-ударный «Орион-Э», обладающий спутниковой системой связи и управления. Более известный нашим военным как «Иноходец», он хорошо проявил себя в Сирии, где выполнил десятки полетов на высоте 7-8 км. Способен проводить в воздухе до суток и отправлять данные оператору практически из любой точки мира.

А-380-800 — крупнейший серийный самолет в мире, способный летать без посадки на 15,5 тыс. км. Увы, его производство в 2021 г. прекращено. Фото: АиФ/ Игорь Черняк

Кроме того, глава Ростеха Сергей Чемезов анонсировал представление на выставке:

  • БЛА «Гром», который может не только наносить удары ракетами Х-38, но и управлять роем из 10-12 дронов, запускаемых с другого носителя. По замыслу конструкторов, «Гром» должен лететь на две-три сотни километров впереди группы истребителей Су-57 и бомбардировшиков Су-34, вызывая огонь на себя. После того, как ПВО противник себя обнаружит, рой дронов обрушит на них весь свой боезапас. Есть только одно но. В отличие от Chackmate — это даже не полноразмерный макет, а лишь некий концепт, который непонятно когда поднимется в воздух.
  • БЛА радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД», который способен находиться в воздухе более суток. На борту этого воздушного гиганта-«информатора» с размахом крыла до 30 м и взлетной массой 5 т установлена мощная РЛС. Несколько таких аппаратов, по утверждению разработчиков, способны создать сплошное радиолокационное покрытие для предупреждения о внезапном ракетном нападении. Нюанс опять же в том, что это, как и «Гром», лишь концепт. 
  • БЛА вертикального взлета и посадки Zala VTOL, который способен самостоятельно сопровождать цель, осуществляя фотосъемку, несколько часов. Cовмещает в себе лучшие качества БЛА самолетного типа и конвертоплана. При этом оператор может легко менять его конфигурацию в зависимости от задач.

Так хозяева встречают участников выставки. Фото: АиФ/ Игорь Черняк

Сергей Чемезов выделил и дрон-камикадзе КУБ-БЛА — барражирующий боеприпас, который можно запускать и с кораблей специального назначения, и с транспортно-десантных катеров. Его задача — бесшумно кружить над территорией противника, и в момент «Ч» атаковать танк или объект ПВО, пикируя из верхней полусферы. Из полета барражирующие боеприпасы, как правило, не возвращаются. «Он развивает скорость до 130 км/ч и может выполнять миссии в составе ведомого роя. Основной этап испытаний уже пройден. В этом сегменте мы одни из мировых лидеров», — сообщил Чемезов накануне авиасалона в интервью ТАСС.

Все эти беспилотники были представлены на красочных буклетах.

Американские F-16 и КС-46. Фото: АиФ/ Игорь Черняк

В Дубаи рассказали и о новой российской системе управления роем беспилотников. Как поясняют разработчики, она позволит оператору вместо непосредственного управления роем лишь указать цель. Остальные операции будет выполнять искусственный интеллект. Такой подход позволит нашим БЛА перейти на новую ступень развития и стать полуавтоновными, а не автоматически управляемыми.

Очередь в кабину макета американского F-35. Фото: АиФ/ Игорь Черняк

«Теперь оператор не должен самостоятельно искать цели в видеопотоке, машина подскажет ему элементы, на которые стоит обратить внимание. А вместо того, чтобы руками строить маршрут полета, указывая на карте каждую точку, он просто наносит зону поиска, а БЛА уже сами определят оптимальный порядок выполнения поставленной задачи, с учетом сил и средств противника, условий рельефа и метеорологической обстановки. При этом они еще и “договариваются” между собой о разделении обязанностей и приоритетов. Это новый этап в развитии управления беспилотниками, что сделает их более самостоятельными», — пояснил накануне журналистам гендиректор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков.

В этом павильоне прячется наш Checkmate — «Шах и мат». Фото: АиФ/ Игорь Черняк

Правда, в марте 2020 г. в Ливии «самостоятельный» турецкий беспилотник Kargu-2, управляемый искусственным интеллектом, принял решение уничтожить человека. Как пишет журнал New Scientist со ссылкой на исследование ООН, это первый случай в истории, когда дрон без приказа человека совершил убийство. Впрочем, пока это считается роковой случайностью.  

«Первое впечатление от выставки. Американцы сейчас все больше концентрируются на противодействии Китаю и де-факто постепенно уходят с Ближнего Востока. Это открывает для России окно возможностей, в первую очередь, в области продажи сюда военной техники. Занять эту нишу в исторически чужом для нас регионе крайне сложно, но пытаться надо», — заключил директор центра Анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Источник aif.ru


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *