Военно-морская резня. Как дипломаты потопили большие корабли

voenno-morskaja-reznja-kak-diplomaty-potopili-bolshie-korabli-9affe19

В феврале 1922 г. между США, Британией, Францией, Японией и Италией было подписано Вашингтонское морское соглашение об ограничении морских вооружений. Так во флотах этих стран появились «вашингтонские линкоры» и «вашингтонские крейсеры».

РСФСР вход воспрещен

Меньше чем через 20 лет им предстояло сойтись в морских сражениях Второй мировой войны. По иронии судьбы, линкорам-пигмеям, построенным по вашингтонским ограничениям, пришлось воевать с крейсерами-переростками.

Конференцию предложили созвать Соединенные штаты. В ней должны были участвовать страны, имеющие выход к Тихому океану — США, Япония и Китай. Плюс к этому — страны, обладавшие колониями в данном регионе — Великобритания, Франция, Нидерланды, Португалия. Ну и страны, имевшие концессии в Китае — Бельгия и Италия. 

Линкор BB-36 «Невада», 1944 год. Фото: Public Domain

Советская Россия не получила приглашение на том основании, что с 1920 г. вместо РСФСР к Тихому океану выходила марионеточная ДВР — Дальневосточная республика. Москва в ответ заявила, что не признает ни одно принятое на конференции решение. 

Конференция начала работу 12 ноября 1921 г. В итоге были подписаны три договора: о разделе сфер влияния на Дальнем Востоке, об уважении суверенитета Китая (в который еще не так давно вводили войска на свое усмотрение) и об ограничении военно-морской гонки вооружений. 

Сосредоточимся на последнем. Дело в том, что начавшееся после Первой мировой войны соревнование между США, Великобританией и Японией по строительству самых крупных тогдашних кораблей — линкоров — грозило разорить страны-участники. Действительно, «линкорная гонка» начала 20-х годов грозила сползти в окончательное безумие. На верфях закладывались корабли водоизмещением более 40 тысяч тонн и калибром орудий 16 дюймов (406 мм) — это в Британии и США. Японцы, перешедшие на метрическую систему, остановились на калибре 410 мм. На очереди были 18-дюймовые монстры с орудиями «англосаксонских» калибров (457 мм) и японских без малого полметра — 460 мм. Больше калибр —- больше корабль — больше верфь, и так без остановки.

Линкор «Ямато» на испытаниях, 1941 год. Фото: Public Domain

Одна страна закладывала линкор, другая, чтобы противостоять этому, закладывала еще более мощный, и так далее. Порой корабли устаревали еще в процессе постройки. 

Но главной причиной были даже не размеры. Крупный корабль стоил десятки миллионов долларов, по тем временам — сумма гигантская, а постройка и содержание большого флота могла буквально угробить даже самую мощную экономику. Растущие калибры артиллерии требовали роста водоизмещения кораблей. Не за горами уже была «проблема тяжеловеса» — когда бой даже двух тяжелых кораблей с мощной артиллерией неизбежно приводил к гибели одного из них, следовательно, боя нужно избегать как можно дольше. Маячила перспектива того, что гигантские флоты, ежедневно буквально пожирающие бюджет (корабли ведь должны поддерживаться в боеготовности и регулярно выходить в море хотя бы на учения, а это стоит очень много), будут просто постоянно растущей «черной дырой», которую при этом опасно выводить в генеральное сражение. С таким же успехом страны могли демонстрировать свою мощь, просто выбрасывая деньги в море грузовиками. 

Кто-то должен был первым сказать «хватит» хотя бы ради собственного блага. 

Не говоря уж про то, что наличие большого флота слишком соблазняет применить его против «меньшей» державы, а это уже начало цепочки к новой мировой войне. Во всяком случае, такие аргументы в обществе тоже звучали — впоследствии будет видно, что гонка вооружений лишь следствие противоречий между большими экономиками и дележом рынков сбыта, но тогда считали, что это можно остановить.

Жертвы борьбы за мир

Соглашение было призвано сохранить существовавшие на тот момент соотношения между тоннажами флотов сверхдержав. Суммарный тоннаж крупнейшего — британского флота — был установлен в миллион тонн. Такой же предел предусматривался для американского флота. 

Тоннаж французского и итальянского флотов не должен превышать 1/3 тоннажа британского флота, округленно — 350 тыс. тонн, из которых на долюлинкоров приходилось по 175 тыс. тонн.

Доля Японии была установлена в половину американской — полмиллион тонн, но японцы сумели выторговать еще 10% и получили квоту в 600 тыс. тонн.

Таким образом, пропорции тоннажа линкоров для 5 государств должны были составлять 5:5:3:1,75:1,75. 

США обязались отправить на слом 9 недостроенных линкоров и 6 линейных крейсеров. Великобритании было предложено отказаться от постройки 4 линейных крейсеров и сдать на слом 19 устаревших линкоров. Японцам следовало отказаться от 7 недостроенных кораблей и 10 линкоров додредноутной эры (то есть заведомо сильно устаревших). Всего 3 великие морские державы отказывались от 70 крупных военных кораблей общим водоизмещением 1,878 млн тонн. 

«Госсекретарь США Чарльз Хьюз (именно он был «мотором» конференции. АиФ) за 35 минут потопил больше линейных кораблей, чем все адмиралы мира на протяжении веков», — написала об этом лондонская «Таймс».

Ограничения по-вашингтонски

По «вашингтонским ограничениям», стандартное водоизмещение линкоров не должно было превышать 35 тыс. тонн, а калибр орудий — 406 мм.

По авианосцам было установлено максимальное водоизмещение в 27 тыс. тонн. Любопытно, что для авианесущих кораблей тоже устанавливался предельный калибр орудий. Тогда считалось, что от надводных кораблей противника уважающий себя авианосец будет отбиваться собственной артиллерией. Каждому из стран-подписантов разрешили переоборудовать в авианосцы по два линкора либо линейных крейсера из числа предназначенных на слом.

По крейсерам конференция не приняла никаких ограничений, кроме определения максимально допустимого тоннажа в 10 тыс. тонн и калибра главной артиллерии в 203 мм.

Про то, какую роль сыграют авианосцы в грядущей мировой войне, никто еще не догадывался. А вот ограничения по линкорам вызвало рост интереса к крейсерам. Высокая скорость, большая дальность плавания и сильное вооружение сделали крейсеры главными кораблями на Европейском театре военных действий во Второй мировой войне. Они занимались рейдерством и охраняли конвои, а при необходимости могли на равных соперничать со «старшими братьями» — линейными кораблями.

Наши люди в Вашингтоне

Как уже было сказано, Россию к участию в Вашингтонской конференции не допустили. Но наши люди все-таки работали в это время в столице США. Речь о торговой миссии ДВР, с которой американцы все-таки решили посотрудничать. Не по военно-морским делам (не было у РСФСР тогда таких амбиций), а по чисто дальневосточным.

Председателем миссии был назначен Александр Языков. Он родился в 1874 г. в Петербурге, учился в университете. Устанавливал Советскую Власть в Костроме, с 1919 г. работал заместителем наркома внешней торговли.

Одессит Борис Сквирский родился в1887 г. Был эсером, позднее большевиком. В начале 1920 г. был принят на работу в Наркомат иностранных дел РСФСР, откуда был командирован в ДВР.

Петр Караваев, как и его коллеги, был профессиональным революционером. Родился он в 1884  г. в Костромской губернии. С 1903 г. член РСДРП, большевик, участник Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. Кстати, он стал единственным членом «вашингтонской тройки», который не был позднее репрессирован.

Тройка была принята в русском отделе Госдепартамента, ей удалось установить контакты с деловыми кругами США и американскими газетами. Считается, что именно Языкову, Сквирскому и Караваеву удалось добиться того, что США «попросили» Японию с советского Дальнего Востока.

Кстати Советская Россия набрала сил для строительства океанского флота лишь через 15 лет после окончания Вашингтонской конференции. Заложенный в 1938 г. на Балтийском заводе линкор «Советский Союз» имел полное водоизмещение 65 тыс. тонн и 406-мм орудия главного калибра. Правда, из-за начала Великой Отечественной войны ни он, ни два его «систершипы» никогда не были достроены.

Источник aif.ru

Добавить комментарий