Выставка достижений. На чем россияне будут летать в 2025 году?

vystavka-dostizhenij-na-chem-rossijane-budut-letat-v-2025-godu-168552e

10 февраля в Москве закончилась Национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2022. Обычно это сугубо профессиональное мероприятие «для своих». Однако в этом году выставка вышла на общегосударственный уровень. Возможно, на мировой.

Паспорт для самолета

28 декабря прошлого года среднемагистральный самолет МС-21 получил от Росавиации важнейший документ — «Базовый сертификат типа». Это как паспорт, ИНН и СНИЛС для гражданина России. Документ в первый день работы выставки вручил коллективу корпорации «Иркут» генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, сказавший при этом: «Россия возвращается в гражданскую авиацию! Прошлый год стал годом, когда большинство пассажиров на внутренних линиях стали летать на отечественных “Суперджетах-100”. Теперь можно сказать, что у нас есть и МС-21, и другие самолеты».

Сертификат подтверждает готовность самолета к полномасштабному серийному производству.

Базовый документ на МС-21 предполагает использование американского двигателя PW140 и крыла из иностранных материалов. Так что в этом году в него будут вноситься изменения.

Окно возможностей

«На NAIS 2022 был выставлен макет еще одного самолета этого семейства — МС-21-310, — сообщил “АиФ” исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. — Он уже был показан на международной выставке в ОАЭ и вызвал большой интерес у международной авиационной общественности.

На сегодняшний день это самый современный магистральный лайнер в категории 150-220 кресел. Самолет оснащен отечественными двигателями ПД-14 и отечественным же крылом из композиционных материалов. Их серийное производство развернуто на заводе в Елабуге. Окончательный переход на российский композит должен быть завершен в этом году. Если первые МС-21-300 авиакомпания “Россия” получит осенью этого года, то МС-21-310 будет сертифицирован немного позднее.

Ожидается, что самолеты семейства МС-21 будут востребованы на рынке. Вообще, во всем мире есть тенденция к увеличению спроса на узкофюзеляжные среднемагистральные самолеты. Если бы не пандемия, уже сейчас весь мир покупал бы у всех производителей примерно по 1000 таких самолетов в год. Несколько лет назад Россия рассчитывала получить 10% этого рынка, но из-за эпидемических и, самое главное, политических причин с этими мечтами, видимо, придется расстаться.

Но есть, как говорится, и хорошая новость. Доминировать с самолетами МС-21-310 на внутреннем рынке — это вполне реально. До пандемии, напомню, в России шло весьма динамичное обновление парка американских Боингов-737 и европейских Эрбасов А-320 на более новые модели. Хотелось бы, чтобы по мере восстановления и роста рынка перевозок это обновление шло за счет отечественных самолетов. Есть такое окно возможностей».

Первый полет второго образца пассажирского лайнера МС-21

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

© Корпорация Иркут

Байкал — больше, чем Байкал

На последнем авиасалоне МАКС любой желающий мог увидеть небольшой самолетик «Байкал», призванный заменить на местных авиалиниях трудягу Ан-2. Тогда «Байкал», разработанный дочерним предприятием Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), компанией «Байкал-инжиниринг», стоял на статической площадке. Впервые он поднялся в воздух совсем недавно, 30 января этого года.

«Новый самолет — это как только что родившийся ребенок, — поделился с АиФ главный конструктор легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 “Байкал” Вадим Дёмин. — Никогда заранее не можешь загадывать, что он тебе преподнесет. Надо сказать, пока сюрпризы от “Байкала” только радуют. Скороподъемность у него оказалась выше, чем предполагалось — 8 м/сек (у Ан-2 — 2,4 м/сек — АиФ). Длина разбега, наоборот, была меньшей, чем предполагалось — 87 метров против 150 (у Ан-2 — 235 м. — АиФ). По словам летчика-испытателя 1-го класса Валентина Лаврентьева, самолет буквально сам рвался в небо. Все взлетно-посадочные характеристики оказались на 30-40% лучше расчетных. Двигатель пока используем чешский, импортозамещением собираемся заняться в 2024—2025 гг.»

«Байкал» — это не просто самолет. Это проект, в котором участвуют несколько федеральных и региональных игроков: Минпромторг, Министерство по развитию Дальнего Востока, правительство Хабаровского края, дальневосточная авиакомпания «Аврора» и другие. Помимо самолетов как таковых, эксплуатантам предоставят комплекс услуг: подготовку пилотов и техников, послепродажное обслуживание и т. д.

«Байкал», надо сказать, производит двоякое впечатление. В нем сочетается стремительное хвостовое оперение, как у реактивного самолета, и шасси с хвостовой стойкой, от которого, казалось бы, отказались лет 70 назад. Но у всего есть свое объяснение. «Байкал» будет эксплуатироваться с не самых лучших аэродромов, а на раскисших взлетно-посадочных полосах такая схема ведет себя более уверенно.

Кабина самолёта «Байкал». Фото: АиФ/ Сергей Осипов

«В “Байкале” учтены существующие наработки, а также пожелания регионов, — сказал про эту машину глава Минпромторга Денис Мантуров. — Этот проект позволит оживить перевозки на местных воздушных линиях, решить проблемы с обеспечением транспортной доступности, прежде всего на Дальнем Востоке».

Помимо перевозок пассажиров, самолет сможет перевозить грузы, служить в санитарной авиации, участвовать в патрулировании и воздушном мониторинге лесных пожаров. «Байкал» ожидают на рынке уже в 2024-2025 гг.

Источник aif.ru

Добавить комментарий