РИА СВ

Почему геном картофеля оказался сложнее человеческого?

Pochemu Genom Kartofelja Okazalsja Slozhnee Chelovecheskogo Cc64aad

Немецкие учёные смогли полностью расшифровать последовательность ДНК картофеля. Она оказалась сложнее и запутаннее, чем у людей. Эта научная работа, опубликованная в журнале Nature Genetics, облегчит селекцию и поможет выводить более урожайные и устойчивые к болезням сорта корнеплода.

Геном человека был расшифрован более 20 лет назад. Такая же работа проделана в отношении многих животных и растений, а вот до картофеля учёные добрались лишь сейчас. Это сделали исследователи из Института растениеводства Общества Макса Планка (Германия).

Сегодня мы покупаем и едим те же сорта картофеля, какие существовали 100 лет назад. Когда в середине ХХ века селекционеры взялись за выведение новых сортов сельхозкультур, картошку это почти не затронуло. Попытки вывести её новые разновидности с более высокой урожайностью оказались в значительной степени безуспешными. Причина в том, что геном картофеля – тетраплоидный. Он содержит четыре различающихся набора хромосом, а не два, как у людей. Иными словами, это растение наследует по две копии хромосомы от каждого родителя, и сформировать из них нужный селекционеру признак весьма непросто. Поэтому создавать новые сорта с желаемой комбинацией свойств очень сложно, долго и трудоёмко.

Немецкие учёные пошли на хитрость. Они секвенировали ДНК не самого растения, а его пыльцы. Её клетки содержат лишь половинный набор хромосом – по две копии, а не четыре. Это облегчило расшифровку последовательности всего генома.

Как пишут исследователи, их научная работа открывает путь к выведению новых сортов картофеля. Имея на руках полную информацию о его геноме, можно будет проще распознавать варианты генов, ответственные за желательные или нежелательные свойства этой популярной сельхозкультуры.

«Картофель становится всё более неотъемлемой частью нашего рациона во всём мире, включая и азиатские страны, такие как Китай, где традиционно основным продуктом питания является рис, – говорит руководитель исследования, генетик Корбиниан Шнеебергер. – Опираясь на нашу работу, можно внедрить геномную селекцию новых сортов картофеля, которые будут более продуктивными, а также устойчивыми к изменению климата. Это может оказать огромное влияние на обеспечение продовольственной безопасности в ближайшие десятилетия».

Exit mobile version