Почему самая большая в мире АПЛ «Дмитрий Донской» выведена из состава ВМФ?

pochemu-samaja-bolshaja-v-mire-apl-dmitrij-donskoj-vyvedena-iz-sostava-vmf-491deaf

Самую большую в мире АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской», последнюю лодку проекта 941 УМ «Акула» (по классификации НАТО SSBN Typhoon) после более 40 лет эксплуатации вывели из боевого состава ВМФ России. Восстановление подлодки было обозначено слишком затратным и нецелесообразным. Ее имя уже присвоили другой стратегической атомной подводной лодке класса «Борей-А» (проект 955А), которую в 2021 году заложили на «Севмаше».

АПЛ «Дмитрий Донской» (вошла в боевой состав флота в 1980 году) была головной лодкой проекта 941 УМ «Акула». Это до сих пор самая большая по водоизмещению подлодка в мире — 48 тысяч тонн. Субмарина имеет длину в два футбольных поля, а также в ней находятся два реактора. По водоизмещению она сопоставима с «Титаником», водоизмещение которого немногим больше — 52 тысячи тонн. Для сравнения: крейсер «Аврора» почти в шесть раз меньше «Акулы».

Подводная лодка «Дмитрий Донской». Фото: Commons.wikimedia.org/ Сергей Федюнин

Модернизация не спасла

Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году. ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 год при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004–2006 годах были выведены в резерв флота и также ожидают утилизации.

В 2002 году крейсер «Дмитрий Донской» был переоборудован под ракетный комплекс «Булава» для испытаний этой ракеты перед принятием на вооружение. Затем именно с борта этой подлодки осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Также сообщалось, что последняя «Акула» будет использоваться для испытаний и других видов вооружения. Например, предполагалось, что ракетоносец и в дальнейшем будет использоваться в качестве испытательной платформы гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов.

Оружие

Но вообще эти подводные лодки на заре их создания были самыми опасными в мире. Субмарины этого проекта могли нести 20 ракет и могли провести пуск всего боекомплекта одним залпом с минимальным интервалом. Этого достаточно, чтобы уничтожить половину любого континента. Основным типом вооружения ракетоносца являлись твердотопливные баллистические ракеты Р-39, которые имеют разделяющуюся на 10 боеголовок боевую часть с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полета ракет — 8300 км. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

Почему и как утилизируют

Главная причина списания подлодок проекта 941 УМ «Акула» — отсутствие для них твердотопливных баллистических ракет Р-39. Их производство после распада СССР осталось на Украине, и их нечем заменить. Последние запуски ракет этого типа состоялись в октябре и декабре 2003 года, их выполнили корабли ТК-17 «Архангельск» и ТК-208 «Дмитрий Донской». На этом запас имевшихся ракет был исчерпан, что оказало самое серьезное влияние на дальнейшую судьбу их носителей. «Акулам» долго искали применение, предлагалось из них сделать танкеры, транспортные суда и т. д. Тем не менее ни одно их таких предложений не вышло из стадии обсуждений и, соответственно, не было реализовано. В настоящее время стоимость эксплуатации этих тяжелых крейсеров очень высока, постоянно требуется дорогостоящий капитальный ремонт, много воздуха высокого давления, электричества, обслуживание реакторов и горюче-смазочных материалов. Кроме того, для субмарины таких внушительных габаритов требуются специальные пирсы.

Утилизизация подводных лодок, которые оснащены атомным оборудованием, является дорогостоящим и непростым делом. Подлодку с атомным реактором прежде всего отвозят в особый док, где производят выгрузку ядерного топлива, которое в контейнерах отправляют на заводы, перерабатывающие использованное топливо. Далее снимается блок реакторного отсека и отправляется на длительное хранение. Дальше запускается процесс разборки конструкций, который может длиться на протяжении многих лет.

Бывший командир подводной лодки К-241 Северного флота, герой Российской Федерации контр-адмирал Всеволод Хмыров считает, что АПЛ «Дмитрий Донской» полностью исчерпала свой ресурс и будет утилизирована.

«Эта подлодка была модернизирована более 20 лет назад, на сегодняшний день она исчерпала запрос прочности, дальнейшая модернизация не имеет смысла ни военного, ни экономического. В настоящее время дешевле и эффективнее построить новую субмарину, сопоставимую по возможностям, чем поддерживать эту в боеготовом состоянии. Теперь предстоит сложный и длительный процесс утилизации, для этого придется выполнить в первую очередь сложные технологические работы по деактивации реактора».

Источник информации:

ria.ru

Оцените материал

Источник aif.ru


Добавить комментарий