Сюжет Экономическая безопасность
Психологи выделили пять основных эмоциональных крючков, которыми пользуются телефонные мошенники. Об этом aif.ru рассказал руководитель «Школы эмоционального интеллекта» Олег Калиничев.
За полгода почти 40 тысяч человек стали жертвами киберпреступлений, в первую очередь – телефонных мошенников. Они звонят, представляются сотрудниками правоохранительных органов или банковскими работниками, сообщают о какой-то проблеме или внезапном крупном выигрыше. Если граждане верят собеседнику, начинают выполнять его указания и предоставлять информацию, то очень скоро он похитит деньги. По данным Следственного департамента МВД РФ, ущерб в каждом случае составляет от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей.
Первым эмоциональным крючком является авторитет. Достаточно мошеннику представиться майором правоохранительных органов или сотрудником безопасности банка, то включается привычка верить и слушаться. Это особенно свойственно гражданам старшего поколения.
«Не доверяйте неизвестным авторитетам. Сотрудники безопасности банка никогда не звонят сами, а для разговора с представителем правоохранительных органов необходима повестка», – сказал Калиничев.
Второй эмоциональный крючок – страх. Это самая любимая эмоция мошенников. В страхе или тревоге люди перестают рационально мыслить. Даже невинное уведомление «на нашем сайте осталось всего два гостиничных номера или два авиабилета» заставляют срочно сделать покупку. Не говоря уже о том, что «по вашей карте обнаружена попытка проведения сомнительной операции».
«Если звонок или сообщение вызывает в вас страх или тревогу – прекращайте разговор. Мошеннику достаточно поймать вас на крючок, дальше все пойдет по отработанной схеме», – отметил эксперт.
Третьим крючком является доверие или оказание помощи. Мошенники всеми способами будут стараться вызвать доверие и внушить, что стараются помочь. Это – ключ к их успеху. Для этого они будут использовать такие простые и банальные (но при этом рабочие) приемы, как например сначала скажут, что счета под угрозой, чтобы вызвать страх. Потом – «Не волнуйтесь, все под контролем. Зайдите прямо сейчас в ваш личный кабинет и убедитесь, что ваши деньги в целости и сохранности». И перепуганный человек соглашается.
Четвертый эмоциональный крючок – срочность. Аферисты всеми силами будут внушать, что время на решение «проблемы» ограничено. Необходимо действовать быстро. Нужно сообщить данные карты, пароль из трех цифр на обратной стороне или сделать перевод на какой-то счет в течение нескольких минут.
«Пара минут никогда ничего не решают! Если вы чувствуете давление сделать что-то, в чем не уверены – немедленно прерывайте коммуникацию», – сказал Олег Калиничев.
Пятым крючком является жадность. Иногда мошенники используют и эту эмоцию людей, чтобы ими управлять. «Вы выиграли ценный приз, но нужно оплатить услуги юриста». Или, допустим, вы продаете что-то более-менее ценное в интернете, а у покупателя, как назло заканчивается бензин по дороге к вам. «Не могли бы вы, пожалуйста, скинуть 1000 рублей, а доберусь до вас и сразу верну».
«Уберечь от плохих последствий может только собственная бдительность. Ведь во всех случаях телефонных мошенничеств жертвы сами сообщали преступникам нужную им информацию и сами отправляли деньги на счета преступников», – отметил эксперт.
МВД РФ напоминает: если вы считаете, что в отношении вас, возможно, совершают преступление, обратитесь в полицию по телефону 112.
Ранее заслуженный юрист России Иван Соловьев рассказал, что в последнее время мошенники стали часто представляться голосовым помощником банка. Он сообщает о том, что в банк якобы поступила заявка на изменение телефонного номера клиента.
Оцените материал