По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, занято оказалось 413 тыс. из 425 тыс. бюджетных мест.
В Минобрнауки aif.ru подтвердили, что бюджетные места в некоторых вузах остались. «По результатам зачисления “в одну волну” были заполнены 97,5% бюджетных мест по всей России, — пояснили в ведомстве. — Аналогичный показатель 2021 года — 94%. Все крупные вузы России заполнили свои бюджетные места по итогам основного приема, дефицита студентов нет. Речь идет о таких университетах, как Санкт-Петербургский государственный университет и МГУ им. Ломоносова. Из лидеров инженерного образования, например, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Московский политехнический университет также успешно справились с приемной кампанией. Среди тех, кто закрыл все бюджетные места, — не только столичные, но и региональные вузы, например, Дальневосточный федеральный университет и Балтийский федеральный университет имени И. Канта».
Напомним, что до 2021 года зачисление в вузы проводилось в две волны. В первую надо было закрыть 80% бюджета. Во вторую — оставшиеся места. Такая процедура затягивала процесс, создавала неравные возможности для абитуриентов. «В результате обсуждения с экспертным и университетским сообществом было принято решение упразднить “вторую волну”, — рассказали в пресс-службе Минобрнауки. — По действующему порядку приема, если после завершения зачисления на обучение остались вакантные бюджетные места, вуз может организовать дополнительный прием».
Минобрнауки России направило письмо в вузы с разъяснениями по организации дополнительного приема. До 25 августа можно было подать документы в вузы. До 5 сентября должны провести вступительные испытания. 7 сентября будут опубликованы конкурсные списки. До 12 сентября нужно подать согласие о зачислении. А 16 сентября вуз опубликует приказы о зачислении.
Почему же возник дефицит? И может ли он повториться в следующем году?
В 2022 году 73% бюджетных мест было отдано региональным университетам. Не у всех получилось воспользоваться таким подарком. При этом с набором на гуманитарные и медицинские направления, а также на ИТ проблем не было — тут все разобрали сразу, как горячие пирожки. То есть дефицит возник на инженерные специальности. Например, почему-то в этом году не нашлось много желающих стать метеорологами. Российский государственный гидрометеорологический университет даже рассылал по школам Подмосковья сообщение о том, что у них объявлен дополнительный набор.
Кроме того, во многих вузах снизился средний балл ЕГЭ поступающих.
Кстати, число оставшихся бюджетных мест коррелирует с цифрой несдавших профильную математику — минимальный балл для поступления не набрали 10 тыс. выпускников. Плюс в этом году еще меньше школьников, выбравших для ЕГЭ химию и физику. Отсюда недостача.
Свою роль могли сыграть некоторые изменения в правилах приёма.
«Вузы устанавливают перечень вступительных, не жестко закрепляя общеобразовательные предметы, а предоставляя выбор абитуриенту. Например, математика — обязательный, а физика или информатика — на выбор. Следовательно, даже те поступающие, которые сдали физику, выбирали нередко ИТ-направления. Причем готовы поступить на них по контракту, предпочитая их бюджетным местам по машиностроению или электроэнергетике», — пояснили aif.ru в пресс-службе Уральского федерального университета (УрФУ).
Ещё одним фактором, повлиявшим на то, что места не успели заполнить вовремя, могла стать подача документов в вузы через портал Госуслуги. Поскольку правилами разрешено участвовать в конкурсах на бюджет одновременно в пяти вузах и в каждом до 10 направлений, конкурсные списки в некоторые университеты были огромны (а по сути везде были одни и те же люди). Предугадать — кто уйдёт, а кто останется — невозможно. Увидев себя где-нибудь на 1725-м месте в рейтинге, абитуриент мог подать согласие на зачисление в вуз попроще, чтобы наверняка поступить. А кто-то рискнувший все же мог вылететь в последний момент, когда пришёл абитуриент с более высокими баллами.
Ещё одна возможная причина — рост популярности колледжей, которые в последнее время стали отбирать хлеб у вузов и притягивать лучших выпускников.
Тем не менее, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов считает, что не стоит так уж педалировать термин «недобор». «Никакого провального набора я не вижу, — считает эксперт. — Если сравнивать последние годы приема, когда не все вузы на конкретную дату набирали 100%-ное количество бюджетных мест. И никто не делал трагедии. Тем более эти незаполненные места нередко составляют 1-2%».
«Есть и другие причины снижения мотивации поступления в вузы на инженерные направления. Понятно, что инженерия в советское время занимала другое положение в обществе, чем инженерия сегодня», — считает доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Семёнов. От себя добавим: и зарплаты инженеров сегодня таковы, что молодёжь зачастую не впечатляют.
Оцените материал