«Ойся» над хутором. На Кубани прошёл фестиваль казачьей культуры

ojsja-nad-hutorom-na-kubani-proshjol-festival-kazachej-kultury-c1f642a

В хуторе Аргатов Усть-Лабинского района завершился фестиваль «Александровская крепость» — два дня здесь пели, плясали, осваивали традиционные ремёсла, катались на лошадях, наблюдали за героями Гоголя и Шолохова.

Пелагея вместо Манижи

Начало октября выдалось жарким даже по кубанским меркам — в субботу синоптики обещали днём почти 30 градусов, но на солнце явно было больше. Воскресное утро выдалось более прохладным, но к обеду температура вновь поднялась. Впрочем, жара посетителей крупнейшего отечественного фестиваля казачьей культуры «Александровская крепость», организованного фондом «Вольное дело» Олега Дерипаски, явно не смущала — люди к такой погоде готовы оказались. Женщины сидели с зонтами, мужчины в головных уборах, а казакам в форме жара нипочём.

Фестиваль «Александровская крепость» — финальный аккорд одноимённого конкурса казачьей песни. Фольклорные коллективы России с июля показывали жюри мастерство исполнения, оценивали участников в первую очередь по достоверности воссоздания песенных, инструментальных и хореографических традиций казачества.

«Мы получили более двухсот заявок», — рассказал координатор конкурса Антон Зудин. — «Допустили 152 участника, в финал пробились 50 коллективов. География — максимально широкая, все казачьи регионы — Дон, Терек, Кубань, Урал, Сибирь. Области Юга России — Белгородская, Воронежская. Отмечу рост мастерства исполнителей, связан он с проведением предварительных мастер-классов».

Лучшие коллективы попали на главную сцену фестиваля, где выступили вместе с Пелагеей, Сергеем Старостиным, группой «Отава Ё» и другими.

Кстати, Пелагея в последний момент сменила в статусе хедлайнера Манижу. Изначально именно участница «Евровидения» должна была выступать на фестивале, но её кандидатура вызвала протесты казаков после отъезда из России и критики специальной военной операции.

Фото: АиФ/ Фёдор Пономарёв

Гоголь и ремёсла

«Александровская крепость» — гораздо больше, чем песенный фестиваль. Слева от входа главная сцена, справа — огромная площадь мастеров. Здесь на глазах гостей куют кузнецы подковы, мастерицы прядут и ткут, делают традиционные изгороди из лозы, к гончарному кругу — очередь из желающих попробовать себя в этом деле. Каждая мастерская — не просто показывает, а ещё и приглашает присоединиться.

«Папа, можно мне?»? — теребит отца мальчуган, показывая на угли кузнеца. И уже через пару минут он небольшим молотком стучит по заготовке, похожей на остриё стрелы. Старший кузнец, заметив подошедшего к лавке первого атамана Кубанского казачьего войска Владимира Громова, спешит показать и качество своей шашки, и умение ей орудовать.

«Хватит, умеешь», — говорит атаман, когда бутылки с водой, мелко порезанные острой шашкой, разлетелись в разные стороны.

«А у вас такие казаки е?», — с улыбкой спрашивает старший кузнец. И тут же находится ещё один мастер владения шашкой.

Младший, Алексей, журит молодого человека, взявшего без просу шашку со стола: «Вы, когда в гости приходите, тоже так себя ведёте? Сначала познакомиться надо, разрешения спросить». И с улыбкой разрешает взять в руки оружие, приговаривая: «Шучу, просто шашка острая, а рядом дети».

Фото: АиФ/ Фёдор Пономарёв

По соседству очередь к гончару Анатолию Квашину — покрутить его круг ногами и помять глину хотят в основном дети. И очень хотят — очередь уже на час расписана. Но каждому мастер уделяет внимание, подробно рассказывает, показывает, а затем ставит на стол сохнуть поделку, сделанную ребёнком.

«Старшая дочь в казачьем классе учится — из-за неё, собственно, и приехали», — говорит Михаил Самойленко из Краснодара, держа на руках младшую дочку. — «И не пожалели. Всё очень понравится. Старшей особенно гончарный круг и музыка — она только такую слушает, а не современную».

Дальше, за зоной ремёсел, ожившие персонажи Гоголя и Шолохова. «Тихий Дон» актёры разыгрывают в стоге сена. Действие «Тараса Бульбы» происходит на…площадке от настольного хоккея. Актёры двигают по ней нужные фигуры, рассказывая историю. И когда Тарас убивает Андрея, на фигуру надевают небольшой гробик. Тут же Хома Брут и панночка, утопленницы, другие персонажи Николая Васильевича. А в углу, за столом, на котором лежит бумага и перо, сидит и сам Гоголь. Точнее, актёр его играющий, и каждому, кто с ним фотографируется дарит конфеты с изображением писателя.

Чуть поодаль — лекторий, где рассказывают об истории казачьего костюма и секретах приготовления правильного борща. И шатёр для кинопоказов — здесь после открытия фестиваля демонстрировали классический «Тихий Дон» — тот самый, 1957 года, с Петром Глебовым в роли Григория Мелехова и Элиной Быстрицкой-Аксиньей. Вместе со всеми смотрит фильм Григорий Мелехов из современной экранизации великого романа — Никита Ефремов. И после он отвечает на вопросы зрителей.

Фото: АиФ/ Фёдор Пономарёв

Особая роль казачества

Слева от главного входа — главная сцена. Вместо зрительских кресел — тюки сена, на которых расположились люди. Финалисты песенного конкурса из Красноярска, выступив, сетуют на погоду: «У нас уже снег идёт». Пока небольшой перерыв, дети выстраиваются у небольшой колоколенки и пытаются играть на колоколах. Правильно делать это может научить Сергей Медведев, руководитель школы звонарей, приехавший на фестиваль из Воскресенска.

«Этому искусству в России больше тысячи лет», — рассказывает он. — «У нас в стране много разных звонов: московский, владимирский, ростовский, крымский и т.д. И все они отличаются мелодичностью. Московские, например,быстрые и звонкие. Южные, в том числе крымский, ростовский, более тихие и долгие».

Пока звонарь рассказывает, к площадке подходит главный организатор фестиваля, Олег Дерипаска. Первым делом он фотографируется с школьниками из местного лицея для одарённых ребят, построенного в районе. В это время подвыпивший мужчина тоже просит фото. Несколько крепких ребят внимательными взорами и гарнитурой в ушах явно напрягаются и готовы уже вмешаться, но, следую невидимому знаку, пускают и бизнесмен ещё некоторое время беседует с людьми.

На следующий день бизнесмен вновь на фестивале — вместе с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым они обходят все площадки. Уже на выходе к ним подошла девочка с бабушкой и, показалось, будто что-то подарила.

«Нет, мы просто сфотографировались и спасибо за праздник сказали», — после рассказала бабушка Людмила с внучкой Настей Макаровой. — «Это просто Настя показала, что на фестивале сама сделала». В руках у девочки — вырезанная из дерева птица, раскрашенная в цвета российского флага. Бабушка с внучкой и подругой, тётей Аллой, приехали в хутор Аргатов из Краснодара на бесплатном автобусе.

«Всё хорошо, жаль, на финальный концерт не останемся — последний автобус уже в четыре уезжает обратно», — сетует женщина. — «Но всё равно огромное спасибо, и мы, старые, и внучка время прекрасно провели».

Фото: АиФ/ Фёдор Пономарёв

Во время церемонии открытия поздравил гостей глава района Сергей Запорожский. Режиссёр Никита Михалков — с помощью видеообращения, в котором говорит о трагической истории казачества, об его особом мире — православном, самостоятельном, не желающем подчиняться чужой воле. И о том, что фестиваль помогает распространять казачью культуру по всей стране.

После небольшой торжественной части на сцену вышел Московский казачий хор. Среди песен — «Казачья лезгинка», или «Ойся, ты ойся». В исполнении хора она звучит в первый раз за день, в тот же день посетители услышали ещё два варианта её исполнения. Последний, когда солнце уже село, в исполнении известной фолк-группы «Отава Ё».

В воскресенье на сцене были уже другие коллективы, в том числе победители песенного конкурса во всех номинациях: соло, ансамбль 2-3 человека и большой фольклорный коллектив; и всех возрастных группах. Кульминацией фестиваля стало выступление Пелагеи.

Фестиваль казачьей культуры «Александровская крепость»

Олег Дерипаска с учениками Усть-Лабинского лицея. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Так необычно, с помощью движущихся фигур на площадке для настольного хоккея разыгрывают гоголевского “Тараса Бульбу”. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Современные дети не знают, что кукурузу вообще можно “рушить”. А с помощью таког приспособления – тем более. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Зрители внимательно смотрят на сцену, где выступает Московский казачий хор. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Вместо кресел на фестивале – тюки сена, не менее удобные, чем лучшие места в театре. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Казачки в традиционных костюмах. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Кузнец демонстрирует и своё умение рубки, и качество оружия. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Казаки и казачки поют у лодки. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Казачки на фестивале – красивые и гордые, как шолоховская Аксинья. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Дети в казачьей одежде чувствуют себя вполне комфортно. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

И снова гоголевские герои. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Забытое ткацкое ремесло не ушло от нас. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Ребята у импровизированной казачьей хаты. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Удар шашкой – и бутылки с разноцветными жидкостями разрублены. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Инструменты кузнеца. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Мастер-класс на гончарном круге у детей пользовался бешеной популярностью. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Ожившая картина “Казаки пишут письмо турецкому султану”. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Юный звонарь на фоне главной сцены фестиваля. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Олег Дерипаска с учениками Усть-Лабинского лицея. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Так необычно, с помощью движущихся фигур на площадке для настольного хоккея разыгрывают гоголевского “Тараса Бульбу”. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Современные дети не знают, что кукурузу вообще можно “рушить”. А с помощью таког приспособления – тем более. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Зрители внимательно смотрят на сцену, где выступает Московский казачий хор. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Вместо кресел на фестивале – тюки сена, не менее удобные, чем лучшие места в театре. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Казачки в традиционных костюмах. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Кузнец демонстрирует и своё умение рубки, и качество оружия. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Казаки и казачки поют у лодки. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Казачки на фестивале – красивые и гордые, как шолоховская Аксинья. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Дети в казачьей одежде чувствуют себя вполне комфортно. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

И снова гоголевские герои. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Забытое ткацкое ремесло не ушло от нас. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Ребята у импровизированной казачьей хаты. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Удар шашкой – и бутылки с разноцветными жидкостями разрублены. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Инструменты кузнеца. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Мастер-класс на гончарном круге у детей пользовался бешеной популярностью. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Ожившая картина “Казаки пишут письмо турецкому султану”. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Юный звонарь на фоне главной сцены фестиваля. © АиФ-Юг / Федор Пономарев

Оцените материал

Источник aif.ru

Добавить комментарий