Недоучившиеся. Что грозит студентам-целевикам, не сдавшим сессию?

nedouchivshiesja-chto-grozit-studentam-celevikam-ne-sdavshim-sessiju-3e5b39d

Студентов-целевиков будут наказывать за плохую учебу, вплоть до расторжения договора на обучение. Такие поправки в закон о целевом обучении приняло правительство. Как будут работать нововведения?

Правительство утвердило поправки в постановление № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования». Соответствующее постановление подписал 23 ноября премьер Михаил Мишустин. Оно вступит в силу с 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 января 2027 года. Согласно ему, оплату обучения целевых студентов в вузах и колледжах будут прекращать в случае плохой учёбы. Но не всё так просто.

Поступить в вуз или колледж по целевому набору — по направлению от предприятия, региональных органов власти сегодня намного проще: конкурс для «целевиков» обычно на порядок ниже. И, таким образом, с гораздо меньшими баллами можно поступить в престижный университет. При этом заказчик (тот, кто направил на обучение) не только финансирует само обучение, но и платит нередко повышенную стипендию своим студентам. А после завершения обучения — гарантированно предоставляет место работы. Такие льготные условия иногда приводят к тому, что студенты учатся спустя рукава. Либо просто не справляются со сложной программой — ведь по обычному конкурсу со своими баллами ЕГЭ они бы в вуз не прошли. В следующем учебном году такую практику намерены прекратить.

Что сказано в законе? В договоре о целевом обучении могут быть установлены требования к успеваемости. То есть будет указан перечень дисциплин, модулей и практик, которые должен освоить студент не ниже определённых критериев. Решение о неуспеваемости будет приниматься заказчиком на основании двух промежуточных аттестаций. Если у студента выявлена неуспеваемость, то возможны следующие варианты развития событий: расторжение договора о целевом обучении или сокращение материальных мер поддержки. В первом случае бывший студент обязан будет возместить заказчику все потраченные на его обучение средства. Но прежде чем расторгнуть договор, заказчик обязан оказать содействие своему студенту в повышении успеваемости. Перечень таких мер прописывается в договоре. Например, это может быть оплата образовательных курсов или что-то другое.

«Конечно, корректировка закона о целевом обучении необходима, — пояснила aif.ru руководитель Института развитися образования НИУ «ВШЭ» Ирина Абанкина. — Это очень сложный и тонко настраиваемый механизм. В процессе его реализации стали очевидны некоторые его недочеты. Студенты, которые не прошли по общему конкурсу в вуз (а значит, не были выбраны как лучшие для этого университета), не всегда имеют высокую мотивацию к обучению. Может быть, не всегда имеют такую подготовку, которая требуется для того, чтобы освоить сложные программы высшего образования. Поэтому здесь дополнительные усилия по достижению высоких академических результатов, несомненно, требуются. Тем не менее, если это не приводит к успеху, наверное, нужно иметь какие-то механизмы, позволяющие контракт расторгнуть. Это крайний случай. Ситуация невыгодна всем. И предприятию, и вузу, которые вкладывались в студента, и ему самому, если не смог справиться с обязательствами. Но, видимо, считается, что угроза отчисления стимулирует студента приложить больше усилий к учёбе».

Тем не менее Абанкина считает, что решить кадровую проблему гораздо эффективнее предприятия могли бы не через целевой приём в вуз заведомо более слабых студентов по сниженному конкурсу, а заключать контракт уже в процессе обучения с наиболее успешными студентами. «Нужно сохранить приём на общих конкурсных основаниях для всех, с учётом индивидуальных достижений, например олимпиад. А предприятия могли бы выбирать для себя потенциальные кадры среди тех студентов, которые учатся на 3-м курсе, уже показали высокие академические результаты. Инвестируя в их обучение, под себя именно заточенную подготовку, предприятия могли бы, наверное, те средства, которые вкладывают с самого начала в подготовку, вкладывать в предложение более выгодного контракта после окончания обучения», — считает эксперт.

Таким образом, и сами молодые люди могли бы делать более осознанный выбор, беря на себя серьезные обязательства. «Абитуриенты, будучи нередко даже несовершеннолетними, беря на себя такой груз и ответственность в выполнении длительных обязательств, с трудом могут оценить риски, последствия. Не только в плане обучения, но и необходимость работать на данном предприятии. Очень рискованно и для предприятий в такой ситуации вкладываться», — считает И. Абанкина.

По мнению эксперта, сейчас же мы пока идем по пути усложнения механизма, который с самого начала имеет изъяны, не рассматривая альтернативы ему.

Оцените материал

Источник aif.ru

Добавить комментарий