РИА СВ

Что за спиральную галактику сфотографировал телескоп «Джеймс Уэбб»?

Chto Za Spiralnuju Galaktiku Sfotografiroval Teleskop Dzhejms Uebb D89481d

Европейское космическое агентство опубликовало снимок, сделанный космическим телескопом НАСА «Джеймс Уэбб». Он был запущен в этом году и должен прийти на смену автоматической обсерватории «Хаббл», работающей на орбите уже более 30 лет. Правда, «Джеймс Уэбб» видит всё в инфракрасном свете, поэтому то, что мы наблюдаем на его фотографиях — это результат обработки, когда разные длины инфракрасных волн кодируются разными цветами.

На последнем опубликованном снимке видна спиральная галактика NGC 7469. Она находится в созвездии Пегаса и расположена в 220 миллионах световых лет от Земли.

Спиральная галактика NGC 7469. Фото: ESA

Яркая центральная область — это активное ядро галактики. Оно окружает сверхмассивную чёрную дыру, а мощное излучение (в определённой части электромагнитного спектра) создаётся пылью и газом, которые поглощаются этой чёрной дырой. Это так называемое кольцо звездообразования.

Расстояние между кольцом и активным ядром галактики — «всего» 1500 световых лет, что даёт возможность астрономам изучить взаимосвязь между ними, сказано в пресс-релизе Европейского космического агентства. Телескоп «Джеймс Уэбб» как раз способен заглянуть сквозь плотное кольцо пыли, окружающее ядро, и увидеть внутренние процессы, идущие там. Сообщается, что сильно ионизированный рассеянный газ вырывается из ядра с безумной скоростью — 6,4 миллиона километров в час.

Нетрудно заметить шестиконечную звезду, лучи которой исходят как раз из ядра галактики NGC 7469. Оказывается, это не настоящий небесный объект.

«Это артефакт изображения, известный как дифракционный всплеск, вызванный ярким светом от активного ядра, — говорится в пресс-релизе. — Дифракционные всплески — это узоры, возникающие, когда свет огибает острые края телескопа. У “Джеймса Уэбба” три стойки, две из которых расположены под углом 150 градусов к вертикальной стойке, а его главное зеркало состоит из шестиугольных сегментов, и каждый из них содержит рёбра для дифракции света».

Стойки телескопа и шестиугольники его зеркала приводят к получению таких узоров на фотографиях. Но для учёных они не помеха. Астрономы продолжают анализировать собранные «Джеймсом Уэббом» данные и подчёркивают, что пока это только предварительные результаты.

Галактика NGC 7469 ранее уже привлекала внимание учёных. Например, в 2008 году в ней вспыхнула сверхновая, занесённая в каталоги как SN 2008ec.

Первые цветные снимки космоса с телескопа NASA «Джеймс Уэбб»