Федеральный бюджет страны-агрессора переживает беспрецедентное расширение дефицита, такого в истории РФ еще не было.
Финансовая ситуация в России демонстрирует тревожные для Кремля тенденции. Страна-агрессор столкнулась с одним из худших стартов по дефициту в своей новейшей истории.
Об этом пишет влиятельный российский Telegram-канал Spydell_finance.
Май 2025 года, традиционно профицитный месяц, завершился с дефицитом в 168 млрд рублей. Это явный признак нарастающих проблем в экономике России.
Однако истинный масштаб вызова проявляется в накопительном дефиците с начала года, который составил 3,4 трлн рублей. Это худший старт года в истории России. Для сравнения: за аналогичный период 2024 года дефицит составил 0,73 трлн. А в 2022-м за этот период был зафиксирован профицит в 1,59 трлн.
По итогам полугодия чистый бюджетный импульс достиг 6,5 трлн рублей, приближаясь к пиковому показателю 2023 года (7,07 трлн рублей). Двенадцатимесячный дефицит бюджета увеличился до 6,15 трлн рублей. Это максимум с июля 2023 года, хотя исторический пик в почти 8 трлн рублей был зафиксирован в мае 2023-го.
Относительно доходов бюджета, дефицит за последние 12 месяцев вырос до 16,6%. В фазу экономических кризисов этот показатель обычно расширяется до 20-30% (24% в январе 2017 и феврале 2021, 31% в мае 2023), что указывает на потенциал для дальнейшего усугубления ситуации.
Исторический анализ показывает, что дефицит бюджета России превысил 1 трлн рублей по итогам года лишь в периоды значительных потрясений: от 2,32 трлн в 2009 году до 4,1 трлн в 2020-м. Примечательно, что в 2024 году этот показатель составил 3,49 трлн рублей.
Изначально плановый дефицит на весь 2025 год был установлен на уровне 1,18 трлн рублей. Однако недавние поправки в законодательство увеличили этот лимит до 3,8 трлн рублей. Учитывая, что за первые пять месяцев уже израсходовано 90% нового лимита, а декабрь традиционно является месяцем с огромным дефицитом (3-4 трлн рублей), Минфину придется обеспечить профицит около 3 трлн рублей в период с июня по ноябрь, что выглядит крайне нереалистично.
Майские доходы бюджета составили 2,45 трлн рублей, что на 5,6% ниже показателей прошлого года. В этом падении ключевую роль сыграло снижение нефтегазовых доходов на 35,4% год к году до 513 млрд рублей.
По итогам всего 2025 года Минфин ожидает 38,5 трлн рублей доходов. Для достижения этой цели необходимо собрать 23,8 трлн рублей за оставшиеся семь месяцев, что значительно превышает 22,4 трлн в 2024 году и 19,3 трлн в 2023-м. Это предполагает рост доходов на 6-6,5% с июня по декабрь, тогда как за первые пять месяцев рост составил всего 3,1%. Эксперты сомневаются в реалистичности таких оценок, особенно учитывая, что прогнозируемый рост ненефтегазовых доходов на 21% (до 19,7 трлн) выглядит трудновыполнимым при текущей тенденции в 13-15%. Даже при оптимистичном сценарии, общие доходы составят около 37,6 трлн рублей.
Наибольшие сложности связаны с расходами. За последние 12 месяцев расходы выросли на 25,4% до 43,3 трлн рублей.
При плановых 42,3 трлн рублей на 2025 год (по сравнению с изначальным планом в 41,5 трлн) достичь этой цели практически невозможно. До конца года Минфину необходимо потратить 24,2 трлн рублей, что на 4% ниже номинальных расходов за аналогичный период прошлого года. Актуальная тенденция указывает на 15-17% ежегодного роста расходов.
Даже если Минфин перейдет в режим «чрезвычайной экономии» и увеличит расходы лишь на 8% год к году, это составит 27,2 трлн рублей до конца года или 45,4 трлн рублей по итогам всего года. Таким образом, дефицит бюджета по итогам 2025 года рискует достичь 7-8 трлн рублей. Альтернативный сценарий — «режим чрезвычайной экономии», который, в свою очередь, может спровоцировать рецессию в российской экономике.