Когда Трансмашхолдинг представил вагон «Иволга 3.0», эксперты отрасли сразу высоко оценили работу промышленных дизайнеров, усилиями которых подвижной состав заметно усовершенствован. Чем новая модификация поезда отличается от прежних?
Нынешним летом Трансмашхолдинг (ТМХ) представил пассажирам головной вагон поезда новой модификации «Иволга 3.0». В июле его увидели гости MOSCOW URBAN FORUM 2021, а в конце августа — посетители Международного железнодорожного салона «PRO//Движение. Экспо» в Щербинке.
Сколько мест в вагоне?
К хорошему привыкаешь быстро. Москвичи и жители Подмосковья — постоянные пассажиры МЦД уже забыли о старых электропоездах, пересев на симпатичные «Иволги».
Эти вагоны модификаций 1 и 2 с успехом «летают» по МЦД уже почти 2 года, их запустили в 2019-м. Но промышленные дизайнеры компании продолжают работать над совершенствованием подвижного состава. Ведь «Иволга» изначально создавалась как многофункциональная платформа. Это значит, что вагоны на её базе могут использоваться и для городских, и для пригородных, и для межрегиональных перевозок.
«Иволга 3.0» — вагон перспективный, его интерьер, а также количество мест, могут меняться в зависимости от того, какие требования предъявит будущий заказчик. Да и число вагонов может варьироваться — от 4-х до 12-ти.
Использованные в конструкции технические решения обеспечивают плавный ход, низкий уровень шума, быстрый разгон и торможение, что сокращает время прохождения маршрута. Состав способен разгоняться до 160 км/ч с ускорением до 1 м/с (это +10% по сравнению с предыдущей модификацией). Смена направления движения производится за 1-2 мин.
Фото: АО «Трансмашхолдинг».
«Если первые две „Иволги“ всё-таки были рассчитаны на эксплуатацию в режиме городского электропоезда, то „Иволга 3.0“ — первый шаг к тому, чтобы создать межгородской экспресс для поездок на 200-250 км», — считает гендиректор Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
В головном вагоне 35 «сидячих» мест, в прицепном — 72. Но компоновка сидений может быть изменена, если нужно увеличить количество пассажиров. Это, по мнению Иванкина, может привлечь в проект повышенной комфортности «Городская электричка» многие регионы.
Чистый воздух
Сами пассажирские кресла тоже модифицированы: они стали более эргономичными, есть поддержка поясничного и плечевого поясов, подлокотники, а также разъёмы USB и Type-С, так необходимые обладателям современных гаджетов. При этом в вагонах предполагается доступ в интернет.
Но что-то унаследовано и от предыдущих модификаций «Иволги», к примеру, широкие входные двери, а также сквозной проход между вагонами, который позволяет пассажирам равномерно занять места по всему внутреннему пространству поезда. Эти удобства получили положительную оценку от 95% пассажиров МЦД.
«В плане комфорта модели „Иволга 3.0“ — очень современные поезда, — говорит замдиректора научно-образовательного центра „Цифровые высокоскоростные системы“ Российской открытой академии транспорта Александр Чекмарёв. – Они отвечают всем требованиям к подвижному составу, занятому перевозкой пассажиров, которые предъявляются в нашей стране и Таможенном Союзе».
На новых электропоездах будут установлены цифровая система управления и система диагностики технического состояния основных узлов и систем, она в режиме реального времени контролирует более 300 параметров.
Подумали разработчики и об эпидемических реалиях наших дней, установив систему кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха. С помощью ультрафиолетовых ламп высокой мощности она делает бактерии и вирусы неопасными для человека.
Конечно, новые вагоны адаптированы для проезда маломобильных пассажиров и пассажиров с детьми.
Среди прочих удобств — поручни с тёплым покрытием и двухъярусной конструкцией, адаптивное освещение (световая температура меняется в зависимости от времени суток), возможность размещать в головных вагонах велосипеды и устанавливать вендинговые аппараты и кофемашины. Туалетные комнаты оборудуются сенсорными кранами, дозаторами жидкого мыла, электросушилками для рук, пеленальным столиком.
Фото: АО «Трансмашхолдинг».
Дизайнер — тот же пассажир
Новые вагоны созданы отечественными конструкторами, и почти 95% комплектующих в них российского производства. Выпускаются они на Тверском вагоностроительном заводе, входящем в ТМХ. Над дизайном новой модификации электропоезда работали специалисты стратегического партнёра компании — Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.
«Одной из задач наших дизайнеров было создать людям хорошее настроение. Мы выбирали новую цветовую гамму — светлых, желтых тонов, — которая создавала бы радостную атмосферу и соответствовала этому чудесному названию „Иволга“ — птица радости. В нашем поезде люди чаще едут рано утром и когда возвращаются с работы, то есть мы должны создать для них позитивный эмоциональный настрой, который будет встречать их утром и провожать домой вечером. Мы очень внимательно отнеслись к цветовой гамме интерьера, текстурам, специально спроектировали текстуру, которая бы подчёркивала ткань сидений, её характеристики и качество», — говорит шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов.
Поскольку дизайнеры хорошо знают российскую транспортную систему, они, по словам Маслова, очень мобильны в проектировании и могут быстро реагировать на новые запросы пассажиров.
«При проектировании мы используем знания дизайнеров, инженеров, анализируем всю входную информацию и стараемся креативным, почти магическим способом сделать наш продукт еще лучше. Дизайнеры не статисты, которые просто изучают отзывы. Их роль и уникальный опыт в том, что они сами становятся на какое-то время пассажирами, машинистами в диалоге, в изучении, в создании определённых макетов. А поскольку многие дизайнеры нашей компании сами ездят на „Иволге“, они создают что-то новое, исходя из своего ежедневного опыта. И, разумеется, есть определённые механизмы интервьюирования пассажиров, машинистов, специалистов, осуществляющих сервисное обслуживание, позволяющие лучше понять их пожелания. Также мы собираем статистику как техническую, так и иногда эстетическую, например, об удобстве поручней. Вся информация стекается к дизайнерам, и они на нее реагируют», — объясняет Евгений Маслов.
Фото: АО «Трансмашхолдинг».
Всё вместе и позволяет создавать поезд, поездка на котором будет поднимать настроение.