Как рождаются династии? Семья педагогов из Москвы — о своей профессии

kak-rozhdajutsja-dinastii-semja-pedagogov-iz-moskvy-o-svoej-professii-2a58239
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Профессиональная династия — само по себе заслуживающее внимания явление: люди разных поколений неизменно встают на один и тот же путь. А с московской семьёй Демиденко история ещё затейливее. Мама, дочь и сын не просто работают учителями: они ведут уроки в одной и той же школе, причём в той, в которой учились сами. Такая невероятная школа № 67? Или такая необыкновенная семья? Корреспондент «АиФ» пришёл к однозначному выводу: верно и то и другое.  

Мама Екатерина Львовна

— Екатерина Львовна, вы пришли работать учителем в школу, где учились. Каково это — стать коллегой в коллективе, в котором вас помнят ученицей?

— Педагогический коллектив встретил меня тепло, люди радостно восприняли, что есть выпускница, решившая делать то же, что и они. Никто не пытался меня поучать, но, если я приходила с вопросом, конечно, помогали. Уже в ученические годы я была абсолютно влюблена в свою школу: здесь интересовались моим мнением, каждый день меня окружали творческие люди, давая понять, что я и сама способна к творчеству. Честно говоря, я тогда не собиралась быть учителем, но стала им именно благодаря 67-й школе.

— Какую карьеру вы видели для себя?

— Я окончила гуманитарный класс, в котором для нас как потрясающая наука постепенно разворачивалась филология, и поэтому выбрала профессию филолога. Поступила в Московский университет, однако, проучившись в вузе несколько лет, заметила, что меня прямо тянет в школу. И я с удовольствием туда вернулась. Там работали и сейчас работают люди, которые очень любят своё дело. У нас школа открыта до позднего вечера, потому что детям и учителям хочется проводить время друг с другом, они становятся единомышленниками.

— Что вас объединяет?

— Например, общей может быть любовь к театру. Мы часто ходим в театры, обсуждаем постановки, ставим школьные спектакли. Общей может быть любовь к Москве: мы с ребятами подолгу гуляем, ищем интересные места в городе, разговариваем. Вы удивитесь, но объединять может даже любовь к анализу текста: на одной и той же странице мы видим каждый своё, а разные взгляды — это ужасно интересно! В общем, точек соприкосновения с детьми очень много. Более того, школьники позволяют мне, человеку зрелому, на некоторые вещи посмотреть по-другому. Мы, взрослые, очень быстро закостеневаем в своих взглядах, и нам кажется, что мы всё знаем точно и до конца. Ан нет! Я с уважением отношусь к мнению детей. Они, между прочим, нередко бывают правы. 

— Когда ваши собственные дети Елена и Владимир были старшеклассниками, какую профессию вы советовали им выбрать?

— У нас споров на эту тему никогда не было, дома постоянно шли разговоры о том, что интересного в школе, и дети во многом формировались в этом. Мне кажется, их также привлекли широкие возможности реализовать себя для учителя: на уроках ты можешь проявлять актёрские способности, научные, творческие, психологические и т. д.

— Кого-нибудь из учеников вдохновила стать учителем любовь вашей семьи к педагогике?

— Почти 30% педагогического состава — наши выпускники. Они преподают русский язык и литературу, историю, физику, английский язык. С одной стороны, им хороша знакома эта школа, и легко поддерживать традиции. С другой — нет косности, потому что молодые люди приходят из вузов со своими идеями и, понимая, как свои задумки можно воплотить именно в нашей школе, очень сильно развивают её.

Мы очень любим всех, кто учился в 67-й школе. Когда в пандемию шло дистанционное обучение, у нас была существенная отдушина. В соцсетях, в группах выпускников мы разместили приглашение: вы можете присоединиться к нашим занятиям. Редкий онлайн-урок проходил без того, чтобы на него не пришли бывшие ученики. Они с удовольствием слушали, иногда участвовали в обсуждении. Это люди разных профессий, занятые, работающие, но им хочется снова погрузиться в особую среду, которая у школы реально есть. Ученики меняются, а среда взаимного интереса остаётся.

— Как вы отмечаете День учителя?

— В школе! А дома к нам присоединяется мой муж. Он преподаватель по профессии и, хотя по ней не работал, очень любит слушать истории о школьных буднях. В День учителя он разделяет нашу радость и активно участвует в празднике.

Елена и Екатерина Львовна Демиденко с учениками. Фото: из архива семьи Демиденко

Дочь Елена  

— Елена Александровна, вы повторили путь мамы: учились и преподаёте в школе, где она училась и работает. И, раз пошли в МГУ, тоже сперва не планировали быть учителем?

— Учителем мечтала быть с детства. Я видела, как мама увлечена работой, какие высокопрофессиональные учителя в школе. И мне так хотелось соответствовать их уровню, что я искала для поступления вуз, где могла бы приблизиться к ним. Ничего серьёзнее, чем университетское образование, мне в голову не пришло.

— Ваш подход к преподаванию отличается от подхода Екатерины Львовны?

— Мама для меня всегда была идеалом, я хотела быть как она. Впрочем, мне до этого ещё работать и работать. Мы иногда используем один материал в разных классах, потом сравниваем, что получилось, что нет. Первое впечатление всех детей, которые видят нас: «Ой, как вы похожи, у вас даже одинаковые голоса!» В прошлом году мамина ученица на день рождения сделала ей мультфильм. Мама «играла» там одну из ролей, и эту роль девочка попросила озвучить меня. Я произнесла несколько реплик как мама, и никто не понял, что это говорила не она. Несмотря на нашу схожесть, проведённые нами уроки будут совершенно разными: мы сильно отличаемся в воплощении похожих идей. Наша школа научила нас ценить собственную индивидуальность.

— У вас бывают совместные проекты?

— Мама и я — классные руководители в разных классах. Удачно сложилось: у неё гуманитарный класс, он в основном женский, а у меня «физики» — почти одни парни. Нам легко собрать большую компанию и пойти в поход или погулять по Москве, передружить детей, чтобы они общались побольше.

Главный наш общий проект — работа в одном гуманитарном классе с большим количеством часов по профильным предметам. Мама там ведёт русский язык и практикум по литературе, а я — литературу. Очень интересно работать с одними и теми же детьми, у нас восприятие ребят похоже. И удобно, когда самый близкий человек — твой партнёр по работе. Чувство надёжного плеча рядом.

— Вы обе — кандидаты филологических наук. Чему посвящены ваши диссертации?

— Мама специалист по ХIХ веку, её тема была связана с поэзией Лермонтова. А я защищалась на кафедре литературы ХХ века. Мне досталось непаханое поле: главной фигурой диссертации стал талантливый поэт и писатель Сергей Антонович Клычков. Он был расстрелян в 1937-м, запрещён и забыт, его поэзию системно никто ещё не исследовал. 

— Научная стезя в вашей жизни присутствует?

— Я ощущаю нехватку литературоведения, часто вспоминаю, что я ещё и учёный. Как только выпадает время написать статью или поучаствовать в конференции, я обязательно это делаю. Один мой выпускник учится на психолога, он прочитал в моём классе лекцию о психологическом портрете Достоевского и сказал, что мечтает о научной статье в соавторстве. То есть в школе заложены невероятные перспективы: со своими выпускниками, которые выбрали другую специальность, можно делать интересные проекты и, возможно, даже научные открытия.

Владимир Демиденко. Фото: из архива семьи Демиденко

Сын Владимир

— Владимир Александрович, с мамой и сестрой вы на работе семья или коллеги?

— Смотря в каких вопросах. Если я вижу, что член моей семьи устал или расстроен, конечно, я поговорю с ним как близкий человек, но не при учениках. Хотя мы в школе достаточно открыты: по отношению к коллегам и детям стараемся больше быть друзьями. У нас друг перед другом есть обязательства, и это выглядит как взаимный договор, он не навеян административной системой. В школе царит дружелюбная атмосфера.

— Вам довелось побыть маминым учеником?

— В школьные годы у мамы в классе я не учился, однако лекции её слушал. Практикуется чтение лекций одним учителем в классе другого, на таких мероприятиях я был. Став учителем, я отношусь к маме как к сенсею: человеку, который ведёт меня по жизни, в вопросах педагогики я всегда ориентируюсь на неё как на лидера, носителя педагогических концепций. А сестру воспринимаю учеником, который на несколько лет старше меня и у которого можно спрашивать совета по преподаванию или по жизненным ситуациям.

— Вы преподаёте историю. Говорят, вас можно увидеть в доспехах.

— Я руковожу военно-историческим клубом «Новоград», мы занимаемся реконструкцией средневековой культуры через контактные боевые искусства. Клуб для взрослых. В любом возрасте важно учиться слушать и уметь слаженно действовать. Также крепнет вера в товарища, друга: это очень нужно современному обществу. Из клуба на школьные уроки я приношу точные копии предметов быта для погружения в исторические реалии. Одно время вёл школьную секцию современного мечевого боя. У меня был ученик, который увлёкся этим в 8 классе и занимался до окончания школы. Увлечение не прошло. Послезавтра мы наденем доспехи и вместе пойдём в бой как реконструкторы.

— В детстве вы могли представить, что будете учителем?

— Думаю, если показать меня нынешнего мне 12-летнему, я был бы доволен. Может быть, в некотором роде шокирован, но доволен.

Источник aif.ru


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *