Сюжет Великая Отечественная война
В апреле 1942 г. в воздушном бою был сбит самолет младшего лейтенанта Алексея Маресьева, прототипа главного героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Личность, безусловно, героическая. А как Маресьев проявил себя в качестве летчика-истребителя?
Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков
Весьма достойно. Он воевал с июля 1941 г. С марта 1942 г. младший лейтенант Маресьев — командир звена 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте. Он летает на лучшем на тот момент советском самолете-истребителе Як-1. В начале года в Новгородской области попали в окружение крупные силы 16-й армии немцев. Окруженцев снабжали по воздуху. Маресьев и его звено работали для уничтожения «воздушного моста» немцев. Его первые победы одержаны там и тогда.
Существует список воздушных побед А. П. Маресьева, опубликованный через много лет после войны. Судя по его летной книжке, за ним числятся 7 личных воздушных побед. Так, 1 и 5 апреля он сбил два транспортных самолета «Юнкерс-52». Сам по себе устаревший трехмоторный «Юнкерс» был легкой добычей, но без эскорта немецких истребителей они не летали. 4 апреля 1942 г. (где-то в документах закралась ошибка: не мог же Маресьев сбить свой второй самолет на следующий день после того, как был сбит сам) Як-1 нашего героя получил снаряд в мотор от немецкого истребителя «Мессершмитт-109». Потом были 18 дней блуждания по заснеженному лесу, госпиталь, ампутация одной ноги по колено и части ступни другой…
После легендарного возвращения в профессию летчика-истребителя Маресьев сбил еще 5 «немцев». Летная книжка свидетельствует: 19.07.1943 он уничтожил «Юнкерс-87» в районе Винницы. Это пикирующий бомбардировщик люфтваффе, прозванный в СССР «лаптежником» за характерные неубирающиеся шасси с обтекателями. Тоже не самая трудная воздушная цель для летчика с опытом Маресьева. Еще один такой же он собьет 15 декабря 1943 г. Но и пикировщиков должны были прикрывать немецкие истребители. Кстати, бить их Маресьев тоже умел. Между двумя воздушными победами над «восемьдесят седьмыми» за ним числятся две воздушные победы в одном бою (!) над новейшими немецкими истребителями «Фокке-Вульф-190»! Шла Курская битва, и советский аэродром Спасское — Сомово надо было прикрыть от вражеского налета… Жертвами «настоящего человека» стали два «немца» того же класса, что и самолет Маресьева Ла-5 — истребители с моторами воздушного охлаждения.
Семь воздушных побед, много это или мало? Довольно много, если учесть, что у лучшего советского аса Ивана Кожедуба их было 64, а само негласное звание «ас» давали за 5 сбитых самолетов противника.