Рок Баутцена. История последнего советского генерала, попавшего в плен

rok-bautcena-istorija-poslednego-sovetskogo-generala-popavshego-v-plen-ff042b0

Сюжет Великая Отечественная война

Весна 1945 года в нашем представлении — время победное. Это, вне всяких сомнений, справедливо, вот только о цене успеха потомки часто забывают.

Простых побед не бывает

Безвозвратные потери Красной Армии в ходе Берлинской наступательной операции превысили 80 000 человек. Это дает повод некоторым историкам утверждать, что советские маршалы брали столицу Третьего Рейха неграмотно, не жалея людей. При этом как-то забывают о том, что противостояла нашим силам группировка противника в 1 миллион человек, располагавшая 1500 танками и САУ, 3000 самолетов, более чем 9000 орудий и минометов.

Действительно, на защиту Берлина немцы бросили в том числе ополченцев из фольксштурма, однако костяк группировки составляли хорошо вооруженные и обученные войска, настроенные драться до конца. Силам Жукова, Рокоссовского и Конева приходилось, что называется, ломать гитлеровцев через колено. 

Немцы не стояли в пассивной обороне, нанося контрудары. В ходе одного из таких выпадов им удалось захватить в плен советского генерала.

Настоящий герой

Уроженец Рыбинска Владимир Максимов военную карьеру начинал еще в Первую Мировую, когда за храбрость на полях сражений был произведен в унтер-офицеры. В марте 1918 года добровольцем пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, прошел всю Гражданскую войну. В 1938 году его, преподавателя тактики Тбилисского военного пехотного училища, арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Но Максимову повезло — он оказался в числе тех военных, обвинения с которых сняли и вернули в строй.

В годы Великой Отечественной войны полковник Максимов сражался в Прибалтике, оборонял Ленинград, дрался под Воронежем и Великими Луками. За успешные действия в Курской битве бригада полковника Максимова получила наименование «гвардейской».

В ходе Черниговско-Припятской наступательной операции 24-я гвардейская механизированная бригада наступала впереди главных сил фронта и 15 сентября 1943 года стремительным ударом освободила город Нежин. Затем она одной из первых вышла на Днепр. 25 сентября 1943 года Максимов успешно организовал переправу своей бригады через Днепр в районе села Губин Чернобыльского района Киевской области Украинской ССР и захват важного опорного пункта немецкой обороны, нанеся противнику большие потери.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии полковник Владимир Максимов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Вспомогательный удар

Весной 1945 года генерал-майор Максимов командовал 7-м гвардейским механизированным корпусом в составе 1-го Украинского фронта. По замыслу штаба фронта, корпусу Максимова, а также частям 2-й армии Войска Польского предстояло нанести вспомогательный удар на Баутцен и Дрезден.

Полякам и частям 52-й армии удалось продавить оборону противника на 10 км, после чего в бой был введен 7-й гвардейский корпус.

Проблема заключалась в том, что немецкое командование именно на этом направлении сосредоточило резервы, предназначенные для контрудара, отвлекающего силы советских войск от Берлина.

Корпус генерала Максимова к 19 апреля вышел к Баутцену, приступив к штурму укреплений. При этом поляки и части 52-й армии значительно отстали, чем и воспользовались немцы. 20-я немецкая танковая дивизия и корпус «Герман Геринг» наносили мощные удары, пользуясь разрывами в порядках советских частей.

2-я армия Войска Польского, увлекшись движением на Дрезден, попала под тяжелейший встречный удар и откатилась назад, понеся большие потери.

5-я пехотная дивизия Войска Польского, которой командовал Герой Советского Союза Александр Вашкевич, была фактически разгромлена. Сам Вашкевич был тяжело ранен, попал в плен, подвергся пыткам, после чего гитлеровцы казнили его.

Из окружения вышли не все

Максимову приказали помочь полякам, но ему и самому приходилось отражать бесконечные атаки немцев. Генералу необходимо было соединиться с 1-м танковым корпусом Войска Польского, однако тут свою негативную роль сыграла позиция командующего 2-й армией Войска Польского Кароля Сверчевского. Он все еще рассчитывал овладеть Дрезденом, а потому вовремя не отдал приказ о прорыве своих танкистов навстречу Максимову.

В результате и поляки, и корпус Максимова оказались в окружении. Дрались гвардейцы отчаянно, но на вспомогательном направлении фронта сил для их деблокады не было. 24 апреля корпусу был отдан приказ самостоятельно идти на прорыв.

Из окружения вырвалось около трети бойцов из состава, начинавшего операцию. Генерал-майора Максимова среди них не было.

Ситуация стала настолько плачевной, что вмешиваться пришлось лично командующему 1-м Украинским фронтом маршалу Коневу. Он своим приказом заставил польские силы перейти к оборонительным действиям совместно с частями Красной Армии. Однако время было упущено, да и поляки деморализованы. Удалось вывести из окружения тех, кто был заблокирован немцами, но откат продолжался.

Отрезвляющие пинки для союзников

Разогнавшихся нацистов 26 апреля остановили части 33-го гвардейского и 4-го гвардейского танкового корпусов. Получив по голове, немецкие танкисты решили сменить направление удара, вновь двинувшись на поляков. 29 апреля подразделения 2-й армии Войска Польского снова побежали.

Да, в тот самый момент, когда в Берлине наши штурмовые отряды подходили к Рейхстагу, а Гитлер собирался отправиться в ад, на дрезденском направлении советские бойцы из 7-го гвардейского корпуса в буквальном смысле пинками под зад возвращали союзников на позиции.

Продвижение гитлеровцев все-таки смогли остановить окончательно. Правда, похвалиться немцам своими успехами уже не удалось — в Берлине нацистская группировка выбросила белый флаг.

Кутузовский мемориал

В Дрезден части 1-го Украинского фронта и 2-й армии Войска Польского вошли только 8 мая. О судьбе генерала Максимова стало известно из захваченных немецких документов. Согласно им, 24 апреля тяжело раненого военачальника гитлеровцы взяли в плен, проведя его допрос. Затем генерала отправили в немецкий госпиталь, где врачи ампутировали ему обе ноги. В отличие от Вашкевича, Максимова не подвергали пыткам, но от полученных ранений он скончался.

Владимиру Константиновичу Максимову выпала доля стать последним советским генералом, попавшим в плен во время Великой Отечественной войны.

Местом последнего упокоения Героя Советского Союза стал Кутузовский мемориал в польском городе Болеславец. В 1813 году там умер спаситель России от наполеоновского нашествия фельдмаршал Кутузов.  По решению Военного совета 1-го Украинского фронта на местном кладбище был сооружен мемориал, центром которого стал первый памятник генерал-фельдмаршалу. Рядом с могилой Кутузова захоронены останки 141 советского воина, погибших в боях за освобождение Силезии от фашистов, в том числе 42 Героев Советского Союза. У входа на территорию кладбища установлены фигуры российских солдат — гренадера 1813 года и советского бойца 1945 года.

Оставят ли сегодня поляки в покое место последнего упокоения наших героев, неизвестно. А история генерала Максимова еще раз напоминает — простых и легких побед не бывает. И поэтому добытый успех нужно ценить еще больше.

Оцените материал

Источник aif.ru

Добавить комментарий