В Гагаринской межрайонной прокуратуре в работе дело в отношении мужчины 32 лет, который ограбил на улице двух женщин 74 и 77 лет. Подкарауливая своих жертв у подъезда дома, злоумышленник отнимал у них сумку с продуктами и деньгами. Суммарный «навар» преступника каждый раз оказывался меньше 10 тыс. руб.
Единичный случай?
Несмотря на свежесть происшествий (ограбления случились в конце сентября), по данным МВД количество подобных преступлений в Москве снижается. За январь-август 2022 года грабежей зарегистрировано на 5,9% меньше, чем за такой же период в прошлом году. При этом раскрывается 83,3% таких преступлений.
Однако инцидент всё равно вызывает тревогу, потому что в преклонный возраст входят люди, чья зрелось пришлась на 1990-е, когда грабёж был делом если не обыденным, то распространённым.
Как считает экс-сенатор Совета Федераций, глава общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» Валерий Рязанский, данный мужчина — это всё-таки единичный случай: «Найти среди социума тех, кто нападёт на пенсионеров можно, но такие люди переходят границу разумных ограничений».
Наш собеседник подчеркнул, что в данном случае идёт речь об агрессии против пожилых людей: «Поэтому сам по себе факт нападения на человека в возрасте — не только уголовное преступление, и моральное. И вообще, грех».
Экс-сенатор добавил, что тут можно говорить об «исключении»: «В том смысле, что человек, нарушив все поведенческие стандарты сам исключил себя из человеческого социума».
Маргиналы среди нас?
Генерал МВД в отставке, член Центрального совета Партии пенсионеров Александр Михайлов заверил aif.ru, что это «не единичный случай. Мы сегодня имеем большое количество маргинальных персонажей. Они оказываются в положении “гопников”, которые выхватывают сумки у пенсионеров — самой незащищённой части людей».
Генерал предположил, что «данная проблема будет нарастать по мере снижения уровня доходов у населения и невозможности людей решить свои социальные проблемы».
Наш собеседник с сожалением отметил, что в подобных случаях бесполезно взывать к морали: «Так как речь идёт о совершенно маргинализованной части населения, то не стоит удивляться, что кто-то воспринял мрачный анекдот (про “пять старушечек, с каждой по 20 копеек — это уже рубль”) как руководство к действию. Эта тема всегда была: и бомжи могли выхватить сумку, и наркоманы. И нас не должно смущать, что выглядят они как здоровенные мужики, на которых пахать надо».
И слово «маргиналы», по мнению генерала, в данном случае как нельзя подходит, поскольку обозначает не обнищавших или необразованных людей. А тех, кто живёт на «социальной границе» (от лат. margo — край). Возможно, они потеряли связь с собственным социумом (например, приехали из другой страны), но ещё не обрели связей в большом городе. Поэтому принципы жизни у маргиналов могут быть самые неожиданные, нередко, идущие в разрез с общепринятыми нормами.
Так же Михайлов указал, что статистику МВД по такого рода преступлениям надо уметь правильно истолковывать: «Она не в полном объёме отражает рассматриваемый процесс. Малозначимость сумм ущерба в глазах некоторых сотрудников делает подобные преступления ничтожными. Поэтому в некоторых регионах на такие сигналы просто не реагируют».
И Москве, как всегда, регион, на который стоит равняться. Благодаря камерам наблюдения во столичных дворах, найти злоумышленника удалось быстро. За подобные действия мужчина пойдёт под суд по статье «Грабёж» (часть 1 статьи 161 УК РФ). По ней ему грозит до четырёх лет лишения свободы.
Оцените материал