Мимикрия — один из классических способов упрощения совершения преступления группой лиц и даже одиночкой.
Злоумышленники часто пытаются выдать себя за врачей, сотрудников Мосгаза и т.д. Используют ли мошенники этот метод в период новогодних праздников? Да, разумеется. И далеко не единожды.
На пространстве СНГ новогодние праздники ассоциируются в основном с двумя персонажами — Дедом Морозом и Снегурочкой. Возможно, улицы не кишат людьми в красных халатах, шапках и с белыми бородами, но появление одного или нескольких подобных актёров где-то на улице не вызовет ни у кого удивления, и тем более — подозрений: Новый год, наверняка идут на какое-то представление.
Этим 40 лет назад руководствовалась банда Евгения Кривошеева, не только преступника — четыре ходки за мошенничество и кражи — но и человека с актёрскими данными (закончившего Горьковское театральное училище), что послужило причиной для соответствующей клички — «Артист».
Судя по всему, ориентировкой для его группы стали адреса родителей детей, которые ходили в один из столичных детских садов — там работала воспитательница Оксана Варанец, которая была женой Кривошеева. Получая сведения об отце и матери воспитанников, преступники формировали список из наиболее обеспеченных семей и совершали «новогодние» налёты. Проходили они по двум схемам — «миролюбивой», можно даже сказать, «праздничной», и в виде полноценного разбоя.
«Миролюбивая», в частности, прошла у семьи Барсуковых в конце 1979 года. Глава семейства — Андрей Барсуков, заведующий универмагом. Его жена — Елена, заведующая столовой. И их сын, маленький Алексей.
В середине декабря в дверь их квартили позвонили, на пороге стоял мужчина, одетый в костюм Деда Мороза. В ответ на удивление родителей прозвучало заученное разъяснение — направление от профсоюза, поставлена задача принести в квартиру праздник и подарить купленный государством подарок ребёнку. Барсуковы с радостью и без сомнений пустили в квартиру «профсоюзного дедушку». После начала застолья «Мороз» достал из мешка принесённый с собой же коньяк — со словами «сегодня угощаю и я». Родители были растроганы. Надо ли объяснять, что в коньяк было подмешано сильнодействующее снотворное — отец и мать отрубились всего лишь через несколько минут после того, как пригубили алкоголь, принесённый незнакомцем. Малышу ряженый объяснил, что родители сильно устали и им нужно отдохнуть, а это отличный повод сыграть в прятки. Пока доверчивый мальчуган лежал под кроватью, затаив дыхание, Кривошеев обчистил квартиру и вынес все найденные драгоценности и наличность. Пришедшие в себя через несколько часов родители обратились в милицию.
Агрессивная схема, разбой, была реализована уже несколькими часами позднее, в этот же день (банда действовала многократно за короткий промежуток времени — все же новогодние праздники быстро проходят). Произошло все в семье богатого партийного функционера Виктора Ишунькина. «Мороза» на лестничной клетке встретили вновь отец и мать. Стандартное удивление «мы не вызывали», стандартная доброжелательная улыбка в ответ и объяснение «всё оплатил профсоюз», с дополнительными деталями — «вот заказ, где все написано — Ишунькины, мать, шестилетняя дочь и подарок — металлофон».
Но у преступников произошла осечка — Виктор отправил ребёнка на отдых к бабушке, о чём знали все его коллеги. Кроме того, он заметил, как незваный гость обвёл взглядом убранство его квартиры. Ишунькин потребовал от него показать свои документы. Тот, кто выдавал себя за новогоднего персонажа, выхватил из-под красной шубы обрез двустволки, приказал хозяевам пройти вглубь квартиры и лечь на пол. Когда приказ был исполнен, в квартиру зашли ещё несколько подельников. Вся группа начала «чистку» квартиры.
Подобная же схема с разбоем была проведена и в квартире крупного советского чиновника Конькова.
Выйти на преступников помогло то, что один из потерпевших заметил на пальцах кого-то из нападавших татуировки в виде перстней. Следователи обратили внимание, что все жертвы нападений живут в одном районе и их дети посещают один детский сад.
Решено было проверить и этот фактор — и в итоге в детском саду и была обнаружена фотография — на ней малыши стояли вокруг Деда мороза, на пальцах которого были видны наколки. Руководство детсада рассказало, что этого «талантливого и милого» актёра привела к ним их сотрудница — Оксана Варанец, которую позднее уволили за кражу продуктов с кухни сада.
Преступников подвёл, как это бывает, случай — и способность к сочувствию. Кривошеев решил утешить на улице плакавшего ребёнка и подарил ему игрушечную железную дорогу, произведённую в ГДР — вещь баснословной стоимости по тем временам.
Подобный подарок серьёзно насторожил родителей ребёнка, и они сообщили об этом правоохранителям. Те обошли близлежащие здания, и дверь в одну из квартир им открыла уже известная следователям Варанец. Сотрудникам оставалось лишь организовать в этой квартире засаду и дождаться любовника Оксаны.
«Деда Мороза» осудили на пять лет.
Неизвестно, были ли последователями преступники, которые провернули своё дело 11 лет назад, или они действовали, руководствуясь собственной фантазией. В 2011 году в ломбард «585» на улице Богдана Хмельницкого в Новосибирске ворвались четверо мужчин, одетых в костюмы дедов Морозов. Они были вооружены в том числе и автоматами системы АК, из которых для устрашения сотрудников ломбарда несколько раз выстрелили в потолок. Преступники вынесли мешок украшений на 5 миллионов рублей, совершив дерзкий разбой за 24 секунды. Их поймали лишь через несколько месяцев.
Оцените материал