Не дрожать! Как противостоять болезни Паркинсона

ne-drozhat-kak-protivostojat-bolezni-parkinsona-0b6fa48

АиФ Здоровье № 3. Защита чести и достоинства: как сохранить мужскую силу 14/02/2023

Уже четверть века наш герой Николай Каракозов, инженер-строитель по образованию, борется с болезнью Паркинсона. И пока счёт в его пользу.

Болезнь Паркинсона относится к возрастным заболеваниям. Однако у Николая Каракозова она стартовала в 37 лет.

Трясёт, как в ознобе

Ещё на втором курсе института Николай попал в серьёзную автомобильную аварию, получив сотрясение головного мозга, перелом двух шейных позвонков и парез левой руки. Но молодость берёт своё – со временем он восстановился, хотя старые раны периодически напоминали о себе: то голова болела, то рука отказывала. Тем не менее Николай продолжал жить и работать. Карьера и личная жизнь складывались удачно: он занял руководящую должность, женился, подрастала дочка. 

Фото: из личного архива Николая Каракозова.

Но однажды, 25 лет назад, Николай заметил, что у него вдруг стал подрагивать большой палец правой ноги. Наш герой не придал этому значения, а уже через несколько месяцев дрожала вся правая половина тела. Поначалу дрожь была не сильная, хотя и неприятная. Ночью она почти проходила, но утром возвращалась, а стоило немного понервничать – усиливалась. Примерно через год дрожали уже обе половины тела. Тогда Николай пошёл по врачам.

Неврологи, к которым он обращался в разные поликлиники, профильные больницы и лечебно-реабилитацион­ные центры, предполагали разные диагнозы. Наиболее вероятным из них казался «эссенциальный тремор», от которого пациента и пробовали лечить. А истинный диагноз – болезнь Паркинсона – поставили лишь спустя значительное время. 

Стало только хуже

С руководящей должности, естественно, пришлось уйти и перебиваться временными заработками. Лишь через 5 лет после постановки диагноза Николаю дали III группу инвалидности. Лекарства, которые выписывали врачи, снимали дрожь и скованность ненадолго, всего на пару часов.

По совету друга он попал к старшему преподавателю Военно-медицинской академии (ныне доктору медицинских наук, профессору, главному неврологу Министерства обороны РФ) И. В. Литвиненко. Врач подтвердил диагноз и впервые назначил леводопу – золотой стандарт лечения болезни Паркинсона. А потом предложил участие в клиническом исследовании, которое длилось полтора года. В сутки Николай дисциплинированно принимал по 18 таблеток (помимо леводопы в терапию входили препараты, усиливающие её действие), но болезнь прогрессировала. Пациент уже не мог самостоятельно перевернуться в кровати. Скованность усиливалась, возникли гиперкинезы (непроизвольные движения конечностей) и проблемы с речью.

Жить без дрожи всего дороже

То, что главное проявление болезни Паркинсона – это сильная дрожь, не более чем распространённое заблуждение. Более половины случаев заболевания протекают вовсе без тремора (акинетико-ригидные формы). Основные симптомы заболевания – скованность и замедленность, невозможность совершать привычные движения в полном объёме.

В начале нулевых появился новый способ доставки леводопы в виде геля в организм. Препарат вводили с помощью помпы: гель (леводопа плюс карбидопа) по зонду поступал через желудок в тощий кишечник, где после всасывания препарат попадал в голов­ной мозг и начинал действовать, превращаясь в дофамин. Поступление лекарст­ва каждые 10–15 секунд позволяет поддерживать постоянную концентрацию дофамина в головном мозге.

Фото: из личного архива Николая Каракозова.

Николай стал участником исследования геля с леводопой 13 лет назад. После установки помпы он, по его признанию, будто бы воскрес. Мучительные симптомы отступили. Конечно, пришлось приспособиться к устройству, которое в виде сумочки постоянно висело на талии. К тому же аппарат требовал ухода: в него надо было вставлять новые кассеты, промывать трубки, учиться менять настройки в зависимости от текущего состояния. Но всё это мелочи по сравнению с главным – возможностью вернуться к нормальной жизни. Сегодня Николай Каракозов раз в год проходит обследование под контролем врача.

Кишечник, будь здоров!

Специальной диеты при этом заболевании нет, но пациентам приходится строго следить за питанием, чтобы кишечник работал более или менее исправно – это помогает нормальному усвоению дофамина.

К сожалению, все люди с болезнью Паркинсона рано или поздно начинают страдать от запоров, ведь из-за гипо­динамии у них замедляется пассаж пищи по кишечнику, что приводит к её плохому перевариванию, брожению и к ухудшению всасываемости не только леводопы, но и пищи. Пациентам важно употреблять много овощей, фруктов (в частности, чернослива), других богатых клетчаткой продуктов и поменьше мучного, жирного, жареного. У каждого есть свой проблемный продукт. Например, Николаю пришлось отказаться от своего любимого творога, потому что после него лекар­ство не усваивается 5 часов.

С необходимой при данном заболевании физической активностью проблем у нашего героя нет: жизнь в частном доме не даёт расслабиться. Недавно Николай 4 часа подряд чистил от снега и наледи двор, убрав, как выяснилось, 2,5 тонны. А ещё он катается на лыжах и даже занялся строительством.

Силы Николай черпает в поддержке близких. «Одному с этой болезнью не справиться. А если жить ради кого-то, можно выдержать всё», – уверен он.

Кстати

Генетика не имеет прямого отношения к болезни Паркинсона, так как по наследст­ву передаётся не само заболевание, а только предрасположенность к нему.

Комментарий специалиста

Врач-невролог высшей категории, научный сотрудник Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, кандидат медицинских наук Сергей Киртаев:

– Болезнь Паркинсона связана с прогрессирующей гибелью нейронов, регулирующих мышечный тонус. В норме, когда мышцы конечности напрягаются, чтобы совершить какое-то действие, мышцы-антагонисты, или разгибатели, получают импульс на расслабление. А при болезни Паркинсона этот импульс перестаёт передаваться, и чем дольше человек болеет, тем реже проходит импульс, сильнее нарастают скованность и замедленность, вплоть до полного обездвиживания.

Жить с этой болезнью, которая по­стоянно прогрессирует, крайне тяжело. Лечат таких пациентов препаратами, восполняющими уровень дофамина (содержащими леводопу – предшественник дофамина). Ведь именно дефицит дофамина – причина развития болезни Паркинсона. Этот медиатор регулирует мышечный тонус. Но у данных лекарств есть недостаток – короткое время действия (1–2 часа на развёрнутых стадиях). И чем дольше продолжается заболевание, тем менее эффективно традиционное лечение.

Нажмите для увеличения 

Метод доставки леводопы в виде геля с постоянной подачей прямо в тощий кишечник, где она всасывается, помогает решить эту проблему у пациентов с развёрнутыми стадиями заболевания. И, как показали наши наблюдения, препарат остаётся эффективным очень продолжительное время.

Оцените материал

Источник aif.ru

Добавить комментарий