Почему педагоги и ученики не слышат друг друга?

pochemu-pedagogi-i-ucheniki-ne-slyshat-drug-druga-1960a41

Еженедельник “Аргументы и Факты” № 40. Сколько лет копить на безбедную старость? 06/10/2021

Технологии, реформы, новые программы, предметы… а что на самом деле нужно школе?

Послесловие ко Дню учителя от человека, который воспитывает наших детей.

Евгений Костылёв, директор симферопольской школы № 38:

— Скажу вам, что с мужчинами в школе беда. У мальчиков перед глазами должен быть правильный мужской образ. А у меня ОБЖ ведёт женщина. Юнармейского кружка нет — отсутствует преподаватель. Ищу отставного военного, который бы пару раз в неделю занимался с ребятами, но безуспешно. Кто пойдёт в школу? Всё-таки мужчина — кормилец в своей семье. 14 тыс. руб. оклада — это очень мало. Если бы окладная часть выросла минимум вдвое, плюс ещё полставки, стимулирующая часть, то тогда, наверное, можно было о чём-то говорить.

В школу в первую очередь надо вернуть авторитет педагога. Когда работа низведена до оказания образовательной услуги, учителя воспринимают как обслугу. И у него падает мотивация к труду. Особенно если учитель молодой. Я общался с такими. Им тяжело. Планы, отчёты, задачи. А в университете не рассказывали, что дети будут непослушными, даже вредными и грубыми. Там не говорили, что преподавание — сложная, дидактически выверенная работа. Нельзя просто прийти, отбарабанить урок. Он должен заинтересовать ребёнка, даже если класс перегружен, даже если там тридцать человек. 

Я начинал в сельской школе учителем географии. И там понял, что нашим детям не хватает внимания и романтики. Не хватает открытых горизонтов, понимания, как интересен этот мир. Открыл кружок геологии. Мы стали вместе изучать горные породы, охотились за окаменелостями, искали «ласточкины хвосты» — очень красивые гипсовые образования. Да, ни один из тех моих ребят не стал геологом. Однако хорошими людьми — все. Собственно, на мой взгляд, у вопроса «Почему вы стали педагогом?» есть единственный правильный ответ: «Чтобы получать удовольствие от работы с детьми и от того, что твои ученики стали хорошими людьми».

Меня спрашивают: «О чём мечтают сегодняшние дети, подростки?» Да, мечты большинства помельчали. Они не хотят быть космонавтами, хотят новый айфон. Но виноваты не дети. Взрослые какую дали им цель? Когда-то поколение наших родителей строило социально справедливое общество, грезило о покорении космоса, рвалось в тайгу, в Арктику. Потом — провал. В 90-е зарабатывали деньги на видики, шмотки и выживали. В нулевых мечтали о заработках, отдыхе за границей. Если взрослые счастье воспринимают только как материальное благополучие, то чего мы ждём от детей? Мы должны сегодня им помочь осознать прописные истины: счастье — иметь любящую семью, иметь возможность самовыразиться, своё место в жизни. Тогда завтра мы получим людей с иными ценностями. 

Но, чтобы заинтересовать детей, найти с ними общий язык, надо чётко понимать: они — другие. Это нам в радость посидеть, поговорить, чайку вместе попить. Они всё это, вплоть до виртуальных посиделок, выполняют, уткнувшись в телефоны. Дети проводят время в интернете. Это не изменить. Значит, и взрослым нужно идти туда. Нужно детям дать возможность понять нас. Вот меня как директора они видят в коридоре: здрасте — здрасте, как дела? Ну, на уроке ещё. А когда заходят на страничку в соцсетях, видят, что я переношу школьную жизнь, самые важные её моменты, в интернет. Читают, думают, подходят потом: «А куда пойдёте в поход, а можно и нам с вами?»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник aif.ru

Добавить комментарий