Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
В ходе проведения специальной операции на Украине наряду с ударными Ми-28Н, Ка-52, Ми-35М также применяются корабельные транспортно-боевые вертолеты Ка-29. Часто их называют «Камовы». АиФ.ru разбирался, что это за универсальная машина, приспособленная для ведения боя и транспортировки.
Ка-29. Фото: Commons.wikimedia.org/ Ministry of Defence of the Russian Federation
Характеристики
Ка-29 — это транспортно-боевая машина. Построенный по схеме с двумя соосными винтами вертолет эффективно действует над водными акваториями. В грузовой кабине помещаются 16 морских пехотинцев в полном снаряжении и с штатным оружием.
В случае необходимости машина способна обеспечить огневую поддержку десанту и в сложных погодных условиях. Вооружение позволяет уничтожать бронированные надводные и наземные цели. В состав вооружения входит управляемое и неуправляемое ракетное, стрелково-пушечное и бомбардировочное вооружение. Ракеты и оружие контейнерного типа размещены на внешней подвеске. На левом борту установлена пушка 2А42 калибра 30 мм. В состав системы прицеливания входит оптический наблюдательный прибор для обнаружения, распознавания целей и наведения на них ПТУР.
Вертолет может нести до четырех блоков с 80-мм неуправляемыми авиационными ракетами С-8 (всего до 80 НАР) или две 500-килограммовые авиационные бомбы. Общий вес боевой нагрузки — 1850 кг.
Вертолет может перевозить 16 десантников с крейсерской скоростью 235 км/ч. Четыре точки подвески вооружения позволяют использовать блоки неуправляемых ракет, пушечные контейнеры и авиабомбы. Способен он применять также противотанковые ракетные комплексы «Штурм-В» и «Атака». Они могут уничтожать различные цели, в том числе воздушные, двигающиеся с высокой скоростью на расстоянии 6 000 метров.
Вертолетная кабина, жизненно важные агрегаты и двигатель имеют бронирование, которое выдерживает попадание пуль винтовочного калибра. За эти качества Ка-29 нередко также называют летающей БМП. Кроме того, предусмотрена установка экранов на выхлопных устройствах двигателей. Они позволяют защитить машину от ракет с тепловыми головками самонаведения и станций оптико-электронных помех.
Первозчик
Ка-29 также можно использовать не только как штурмовик, но и как обычный транспортный вертолет. Он приспособлен для перевозки грузов и десантных подразделений с корабля на берег и в обратном направлении. В кабину можно погрузить до 2 тонн. На внешней подвеске Ка-29 способен перевозить еще 4 тонны. Возможности вертолета востребованы при переброске грузов или личного состава между кораблями и при снабжении удаленных гарнизонов.
Применение
Вертолет создавался для вооружения больших десантных кораблей проекта 1174. Каждый БДК брал на борт до четырех Ка-29 и имел две вертолетные площадки — на носу и корме. Планировалось, что вертолеты войдут в состав авиагрупп советских авианесущих крейсеров, в том числе перспективных.
Ударный вариант Ка-29 можно эффективно использовать для обеспечения безопасности и прикрытия кораблей в прибрежных водах.
История
Вертолет серийно выпускался с 1979 года в Башкирии на Кумертауском авиационном производственном предприятии. В странах НАТО он получил обозначение Helix-B. Большая часть боевых машин из 60 изготовленных в СССР осталась в России, часть — на Украине. После 1991 года вертолет выпускался штучно, большинство машин находилось на хранении. В 2014 году была проведена модернизация 10 Ка-29, которые предназначались для вертолетоносцев типа «Мистраль». Но после срыва контракта Францией по передаче кораблей в 2017 году вертолеты стали поступать на Тихоокеанский и Балтийский флоты.
Планировалось, что новая техника сильно расширит возможности больших десантных кораблей проекта 1174 «Носорог», способных нести по четыре вертолета. Но после сокращения состава военных флотов практически все машины поставили на хранение — на севере европейской части страны и на Камчатке. Впрочем, сам факт, что вертолеты вернулись в строй после 25 лет простоя, показывает возможности и хороший потенциал техники.
Источник:
https://rg.ru/2022/03/04/morskie-vertolety-shturmoviki-ka-29-uchastvuiut-v-specoperacii-na-ukraine.html