Почему современные собаки и породистые кошки более подвержены стрессам? Чем это опасно и как воспитать стрессоустойчивость у питомца?
Рассказывает тренер и методист кинологического центра, член Международной ассоциации кинологов-профессионалов, соавтор и ведущий курса «Формирование и коррекция поведения собак» для РУДН Яна Орлова.
Откуда стресс у Шариков и Мурок?
Стресс бывает у всех животных, как и у человека. Но его проявления и последствия зависят от особенностей вида. Например, если вы будете везде с собой таскать попугайчика в клетке, конечно, он заболеет, потому что это не его естественное состояние. Но это не значит, что если вам нужно переехать на новое место, попугая лучше оставить, думая, что иначе он слишком переволнуется. Если мы какого-то теоретического волка вытащим из леса и, чтобы приучить к дороге, будем гонять его вдоль шоссе, он уйдет в такой стресс, что может перестать есть и начать болеть. Неслучайно в зоопарке висят объявления, предупреждающие о том, чтобы посетители не стучали по стеклу, не фотографировали со вспышкой. Потому что животные пугаются. Вообще дикое животное более уязвимо, менее устойчиво к стрессу человеческому, антропогенному, нежели собака. Собака поколениями живет в человеческом обществе. Даже охотничьи и ездовые собаки сейчас обитают зачастую в городе. И при правильном воспитании животное хорошо адаптируется к любым новым обстоятельствам жизни в городе.
Почему современные собаки и породистые кошки всё нежнее?
Современное разведение делает свое чёрное дело. С одной стороны, в результате продуманной и рациональной селекции мы отбираем нужные нам качества поведения и характера животных — толковые, контактные, выносливые, здоровые и т.д. С другой — сейчас массово идут в разведение животные, которые в жизни могли не быть заняты в работе по своему породному профилю, не обладают зачастую никакими выдающимися качествами характера или крепким здоровьем. И в результате вот такой диванной селекции животные из поколения в поколение становятся все более нежными, уязвимыми, чувствительными. И вместо, скажем, собаки, которая в норме ничего не боится, мы получаем собаку, которую надо приучать к улице, машинам и т.д. Т.е. к тем вещам, которые для человека, который заводил собаку 10-15 лет назад, были нонсенсом: «Зачем мне приучать собаку не бояться машин? Она и так не боится, с чего бы?»
С кошками работать сложнее, потому что они более примитивно организованы. Это не значит, что они глупее. Но они больше ведомы инстинктами, чем собаки. Почему кошек стерилизуют, а котов кастрируют? Потому что жизнь с ними будет невозможна. Собака не так гормонально зависима. Потому и обязательной стерилизации и кастрации нет. Собаки могут спокойно жить, даже не участвуя в разведении. Помимо этого, домашние кошки обычно не участвуют в насыщенной социальной жизни большого города, и в процессе селекции стрессоустойчивость кошки редко учитывают. Поэтому кошки в большей степени подвержены стрессу. И чем более модная и породистая кошка, тем больше шансов, что у нее будет низкая стрессоустойчивость. Скажем, надела хозяйка новую куртку, кошка ходит вокруг нее и шипит. Даже такой пустяк может стать стрессом.
Фото: Из личного архива
Чем полезен стресс и почему не стоит от него оберегать?
Стресс — это нормальная, естественная часть жизни. Без здорового уровня стресса животное не будет развиваться. Доказано в исследованиях, что животные меньше болеют и лучше себя чувствуют, если у них есть возможность попадать в условия, где они могут испытывать конструктивный стресс. Это не значит, что если собака боится громких звуков, фейерверков и праздничных салютов, надо отвезти ее на стрельбища. Мол, справится, значит, не будет бояться. Не справится — значит, всю жизнь будет кривая. Это про запредельный уровень стресса, который практически ни одна собака современного разведения не переживет. Такие собаки могут получить сердечный приступ от напряжения. Да, бывают собаки-уникумы, которые перестанут бояться выстрелов, попав на стрельбища, и дальше будут ходить как ни в чём не бывало: «А, ну да, стреляют, все в порядке». Но это исключения. Если же мы регулярно даем корректную нагрузку на нервную систему, она начинает выдерживать всё большие стрессы. Например, такие собака или кошка не впадают в стресс не только от смены корма, переезда, но и от того, что снег выпал, вы переехали в другой город, или гроза застала на прогулке. То есть с помощью разумного и системного применения правильных дозировок стрессовой нагрузки мы учим питомца становиться сильнее.
Как бороться со стрессом?
В последнее время становится модным видеть в собаке этакую свободную личность, которая имеет право бояться. А если собака испытывает стресс, значит мы «плохие родители собачки». Поэтому надо её от этого стресса оградить, сделать так, чтобы она чувствовала себя комфортно. В итоге заигрываемся в такую заботу до того, что теряем здравый смысл. Боится собака ездить в лифте — давайте ходить по лестнице. Боится в темноте гулять — ходите с ней, когда светло, что вы ее расстраиваете. У нее все время стресс от ошейника — купите специальную анатомическую шлейку, которая будет снимать стресс. Мы такого и подумать себе не могли буквально лет пять назад. Это уход от проблемы. Зачастую так же воспитывают и детей — оберегают от всего, и ребёнок вырастает неприспособленным к жизни. Малейший стресс становится бедой. Точно так же и животное становится жертвой избыточной любви и гиперопеки.
Более правильный путь — постепенно приучать питомца к стрессу. Например, маленького щенка можно носить с собой везде на руках по городу, если позволяет его вес, и показывать ему большой мир. Не нужно давать ей общаться со всеми подряд, бегать со встречными собаками или гулять в злачных местах. Но собака должна понимать, что если проехала газонокосилка, загудел поезд и т.д., это нормально, и на это не надо обращать внимания. Если же вы прожили с щенком полгода за городом, ожидая пока он подрастет и пройдут все карантинные мероприятия, а потом приехали в город, где всё шумит, светится, ездят машины, собака может впасть в полный ужас. И вам приходится долго и упорно приучать собаку к туалетной дисциплине (на каком газончике можно, а на каком нет), взаимодействовать с лифтом, автомобилями, городом, гулять на поводке, хотя это все можно было сделать раньше. Но для этого надо было проявить терпение, приложить усилия. Ведь нам нужно, чтобы в городе собака была безопасна для окружающих и город был безопасен для нее.
Точно так же и с кошкой. Её можно воспитать устойчивой к стрессу, если котёнка сразу начать приучать к переноске, поездкам. Или, к примеру, вы попытались подстричь когти котенку, а он начал царапаться и вырываться, и вы бросили эту затею. И с тех пор только в клинике это делаете, скручивая кошку. Этого можно было избежать, если планомерно приучать.
Почему важна последовательность в воспитании?
Чем конкретней человек ведет себя с собакой, тем ему с ней проще. Даже те люди старой формации, у кого из инструментов воздействия на поведение собаки один веник, а не современные методики дрессировки, все равно добиваются успеха. Не потому, что веник волшебный или «вениктерапия» работает, а «тапоктерапия» не работает. А потому, что человек очень однозначно себя ведет. То есть если пёсик полез в мусорку, то получил веником под зад или по лбу. Каждый раз. А не так: если у меня сегодня хорошее настроение, то я лишь ласково пожурю собачку: «Ну, Шарик, ну прекрати» и посмеюсь. А завтра настроение плохое, и я буду за ней бегать с веником по любому поводу. Если веник всегда следует за головой в мусорке, то этот условный Шарик знает, что в мусорку лезть не надо. И у него больше нет никаких проблем — ни от стресса из-за веника, ни от стресса из-за хозяина. Если человек подвержен эмоциональным качелям и так же ведёт себя с собакой, то она еще больше будет погружаться в стресс от его бессистемных действий. Вместо того чтобы научиться со стрессом взаимодействовать и стать сильнее, найти выход из сложных для себя ситуаций во взаимодействии с хозяином. Но повторюсь — приучать надо постепенно. Если вы вдруг решили в один прекрасный день, что ваша собака должна перестать бояться поездов метро и решили сидеть в подземке, пока она не перестанет бояться, от этого собаке будет только хуже. Именно от непоследовательности и непланомерности. Это ключевой момент.
Как отличить реальный стресс от надуманного?
Если вы поменяли маршрут прогулок или корм, это не тот уровень стресса, из-за которого надо волноваться. Допустим, у вас испачкалась одна куртка, и вы надеваете другую. Да, вы чувствуете себя немножко иначе. Но спокойно привыкаете к новой куртке. Это не конец света. И пока мы преувеличиваем важность всякого подобного мелкого стресса для животного (зазвонил телефон в неурочное время, собака не так поспала или поела и т.д.), считаем, что нужно максимально сохранить рутину, то мы сами создаем себе проблемы. Это не собака испытывает стресс, а мы, думая, что собака в стрессе. Мода на самокопание, поиск каких-то травм у себя или у своей собаки, кошки, появилась недавно. Лошади первыми попали под этот каток. Появились люди, которые начали говорить с лошадьми, трогали, обнимали, стояли с ними какое-то время, а потом возвещали: «Вот она вот это говорит…»
Брать ответственность за того, кого приручили, — значит вырастить достойную личность, а не инвалидика, который всегда зависим от хозяина и волнуется от любого шороха. Надо отличать действительно важные моменты от происков нашего беспокойного ума.
Почему не нужны медикаменты для коррекции поведения питомца?
Сейчас стало модно выискивать у собаки какие-то психические нарушения, а потому якобы ей нужна фармакологическая коррекция. Нет, нужен человек, который может здраво мыслить. А мы часто теряем связь с реальностью. Если животное больно, испытывает страдания, и это не купируется медикаментозно, выход — эвтаназия. А если животное испытывает поведенческие проблемы, и вы начинаете бездумно применять фармакологию для коррекции, а потом и вовсе объявляете животное кандидатом на эвтаназию, значит, что-то идет не так. Если человек системен, последователен и спокойно и уверенно под руководством специалиста проводит собаку через ее сложности, выстраивая четкую и понятную систему коммуникаций, то добьётся успеха безо всяких препаратов, не маскируя проблему, а показывая собаке механизмы работы с ней. Так что в медикаментозной терапии при правильном подходе нет необходимости.