Новосибирские ученые создали циклодрон, уменьшенный прототип летательного аппарата нового типа. Он весит примерно 60 килограммов и может находиться в воздухе 10 минут. К 2023 году на его основе в Институте теплофизики РАН имени Кутателадзе планируют разработать полноразмерный летательный аппарат — циклолет.
Что такое циклолет?
Циклолет — это летательный аппарат, в котором для создания необходимой подъемной силы применяются вращающиеся роторы. Он может совершать вертикальные взлет и посадку, а также зависать в воздухе. Одно из главных преимуществ такого аппарата — низкий уровень шума, а также возможность совершать посадку на неподготовленную не горизонтальную площадку.
Пропеллеры циклолета, расположенные по бокам летательного аппарата, напоминают гребные колеса старинных пароходов. Лопасти этих «колес» позволяют варьировать угол атаки. Аппарат в отличие от вертолетов может садиться и взлетать на наклонную поверхность (что имеет значение для корабельной техники), а также может причаливать к вертикальным стенам зданий.
Аппарат можно использовать для самых разных целей: для скорой помощи, МЧС, а в будущем — и для городского такси. На циклолетах можно проводить спасательные операции, а также обеспечивать полеты в горной местности и в тесных условиях городской застройки.
На когда запланированы испытания циклолета?
Циклолет должен подняться в воздух в 2025 году. Он будет пилотируемый, а взлетный вес достигнет двух тонн, что достаточно для пассажирских перевозок.
По словам руководителя проектной группы физико-технического направления Фонда перспективных исследований Яна Чибисова, циклолеты планируют разрабатывать и выводить на рынок в трех последовательных типоразмерах:
- беспилотный «Циклодрон» взлетной массой 60 кг и грузоподъемностью до 20 кг;
- опционально пилотируемый «Циклокар» взлетной массой 2000 кг и грузоподъемностью до 600 кг;
- транспортный «Циклотрак» взлетной массой около 10 000 кг и грузоподъемностью до 4000 кг.
Источник: https://www.sbras.info/