Ситуация в Казахстане получила международное вмешательство — страны-участницы договора ОДКБ направили в страну свои контингенты. Столкновения протестующих с силовиками продолжаются, счет жертв идет на десятки
Последнее на 05:30 мск
- Вечером 6 января в Алма-Ате возобновились взрывы и стрельба, были слышны как одиночные выстрелы, так и очереди. Телеканал «Мир 24» сообщал, что уличные бои снова проходят в районе площади Республики.
Video
- В Казахстане завели уголовные дела о массовых беспорядках. Также расследование ведется по статьям о совершении актов терроризма. В Генпрокуратуре отметили, что виновным грозит лишение свободы вплоть до пожизненного срока с лишением гражданства.
- Шесть компаний, реализующих сжиженный газ, заподозрили в ценовом сговоре и злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Против них начато расследование.
- По словам генсека ОДКБ Станислава Зася, миротворческая миссия в Казахстане будет свернута, когда власти республики сочтут, что могут сами контролировать ситуацию. Он отметил, они будут охранять государственные объекты, и не будут участвовать в разгоне демонстраций. Зась также подчеркнул, что миротворцы могут применять оружие в случае нападений на охраняемый ими объект.
- Российские транспортные компании начали останавливать перевозку грузов в Казахстан. Они не хотят нести дополнительные риски по сохранности грузов, а также отмечают проблемы с топливом.
- Бизнесмены в Казахстане предложили создать народные дружины для защиты бизнеса от мародеров и погромов. В свою очередь власти начали рассылать СМС, в которых обещали помочь малым и средним предприятиям, пострадавшим от «экстремистов».
- Число погибших в ходе беспорядков в Казахстане силовиков выросло до 18, двое из них были найдены обезглавленными. Всего в стране пострадали более 1 тыс. человек, из которых около 400 госпитализировали, передал Минздрав Казахстана.
- Общая сумма ущерба от беспорядков в Казахстане предварительно оценивается в 40 млрд тенге (около $91 млн), в Алма-Аты— 39,5 млрд тенге ($89,8 млн). Наиболее пострадал бизнес в сферах торговли, общепита, транспорта, услуг и в финансовом секторе, сообщила Национальная палата предпринимателей страны «Атамекен».
- Российские авиакомпании («Аэрофлот», «Уральские авиалинии») отменяют рейсы в Казахстан. S7 приостановила продажи билетов на рейсы в страну до 23 января.
Последние события
- 4 января, несмотря на обещание властей снизить цены на газ в Мангистауской области, протесты охватили весь Казахстан— акции прошли в столице Нур-Султане, крупнейшем городе страны Алма-Ате и в других городах— Караганде, Уральске, Талдыкоргане, Кызылорде, Шымкенте. Требования митингующих из социально-экономических стали политическими: отставка правительства. В некоторых городах толпы скандировали «Шал, кет» («Дед, уходи»), имея в виду бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева (он носит титул первого президента— лидера нации и по 5 января возглавлял Совет безопасности страны). У протестов при этом нет выраженного лидера.
- Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к народу с просьбой не следовать призывам «деструктивных лиц, заинтересованных в подрыве единства общества». «Вновь обращаюсь к вам [с просьбой] проявить благоразумие и не поддаваться на провокации изнутри и извне. <…> Власть не падет, но нам нужен не конфликт, а взаимное доверие и диалог»,— заявил он.
- В нескольких крупных городах, в том числе в Алма-Ате, протестующие вступили в стычки с силовиками. В городе подожгли и разбили несколько полицейских машин. Протесты не прекратились и ночью. Казахские силовики использовали светошумовые гранаты и слезоточивый газ. Были слышны выстрелы, предположительно резиновыми пулями.
- Из-за событий в Алма-Ате ночью президент Токаев объявил о введении чрезвычайного положения в Мангистауской области и Алма-Ате с 5 января на две недели— до 19 января (в условиях режима среди прочего запрещены любые массовые собрания и вводится комендантский час). В Алма-Ату стянули спецтехнику.
- По всей стране фиксировались сбои в работе интернета. В Алма-Ате перестали работать мобильный интернет и мессенджеры What's App, Telegram и Signal. Операторы Beeline и Kcell подтвердили перебои с мобильным интернетом по не зависящим от них причинам.
- Власти страны также заблокировали сайты СМИ, освещавших протесты, в том числе КазТАГ и Orda.kz.
5 января
-
Протестующие ворвались в здание акимата (администрации) Алма-Аты. В нем, а также в здании представительства Генпрокуратуры начался пожар. Следом были совершены нападения на управления полиции и Комитета национальной безопасности, К вечеру власти ненадолго утратили контроль над аэропортом.
-
Демонстранты также пытались штурмовать здание администрации Актобе, крупного промышленного центра на западе Казахстана. ОМОН применил против них светошумовые гранаты. У здания администрации города произошло несколько взрывов.
-
Режим ЧП был введен в столице Нур-Султане и Алма-Атинской области. Позже режим ЧП был распространен на всю страну.
-
По данным МВД, в ходе беспорядков погибли восемь сотрудников правоохранительных органов, более 300 пострадали.
-
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял отставку правительства под руководством Аскара Мамина. Временно исполняющим обязанности премьер-министра был назначен Алихан Смаилов— первый заместитель премьер-министра республики.
-
В обращении к нации Токаев сообщил, что принимает пост председателя Совета безопасности страны. Это была одна из последних официальных должностей, которые до сих пор сохраняет ушедший в отставку первый президент республики Нурсултан Назарбаев. Реакции Назарбаева на происходящее до сих пор нет.
-
Казахстанские СМИ сообщили, что на фоне захвата административных зданий в Алма-Ате были отмечены факты мародерства, нападения на торговые центры и банки.
-
Днем по всему Казахстану перестал работать интернет. К вечеру появились сообщения, что по крайней мере в Нур-Султане и Алма-Ате интернет заработал.
-
Власти Алма-Аты, в которой днем были захвачены местная администрация, резиденция президента, а также аэропорт, объявили о начале антитеррористической операции.
Что спровоцировало протесты
- Протесты в Казахстане начались 2 января из-за повышения цен на автомобильный газ с нового года с 60 до 120 тенге (с 10 до 20 руб.) за литр. Первые митинги прошли в Мангистауской области, на западе страны, в городах Жанаозен и Актау. В Министерстве энергетики Казахстана объяснили, что повышение цен связано с ростом спроса— потребление газа ежегодно растет, а объемы производства остаются на уровне прошлых лет.
- Поначалу снизить цены решили владельцы заправок в этой области. Протестные настроения это не сбило.
- Правительство после первых протестов создало специальную комиссию для рассмотрения ситуации в Мангистауской области. 4 января она пообещала протестующим выполнить их требование— понизить цену на топливо до 50 тенге (8,67 руб.) за литр. Но и это не помогло.
- В городе Актау к протестующим вышли вице-премьер страны и министр энергетики. Они сообщили людям о решении по ценам и пообещали, что вышедшие на площадь люди не будут привлечены к ответственности.
Каковы предпосылки протестов
Весь 2021 год социологи фиксировали тревожные постпандемийные эффекты, рассказала РБК директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Дарья Чижова. Жесткие карантинные меры повлекли изменения структуры доходов населения— под наибольшей угрозой оказался средний класс, чья доля резко упала; вслед резко выросла потребительская закредитованность— рост на 26% по сравнению с 2020 годом, на общем самочувствии подобное экономическое благосостояние отразилось последовательно— доля казахстанцев, считающих, что у них есть перспектива на улучшение экономической ситуации, упала до 30% (против 50% в 2019 году, например), описывают ситуацию эксперты. «Протесты— это продолжение системного недовольства и усталости казахстанского общества. Именно поэтому так сложно сейчас остановить протестную волну— нет единых требований, одно недовольство»,— говорит Чижова.
Развивающаяся критическая ситуация в стране, на мой взгляд, вызвана не столько непродуманными и некачественными действиями правительства, сколько функционированием сформированной в 2019 году неординарной системы государственной власти с участием первого (бывшего) и второго (действующего) президентов Казахстана, замечает казахстанский политолог Андрей Чеботарев. «Дезориентация госаппарата, особенно его верхнего звена, и лавирование высокопоставленных чиновников между Акордой или «Библиотекой» (офис Назарбаева.— РБК) негативно отразились на всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества и государства. Особенно это проявилось в 2020 году, в пик пандемии коронавирусной инфекции COVID-19»,— указывает эксперт.
Спусковой крючок событий
В Казахстане с 2019 года начался поэтапный переход к реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ) на электронных торговых площадках, а с 2022 года планировалось полностью перейти на реализацию этого топлива через биржу, отказавшись от ручного регулирования цен. Цены на СУГ росли в Казахстане на протяжении всего 2021 года и особенно активно— с начала осени. Например, в октябре цены на заправках уже вплотную приближались к 90 тенге за литр. Это происходило на фоне роста цен на нефть и газ на мировом рынке, а также из-за постепенного перехода на рыночное ценообразование внутри страны. «Казахстан с 1 января перешел на торги [СУГом] через товарную биржу. Правительство долгое время искусственно сдерживало рост цен на газ, спрос на который значительно вырос. В условиях высоких цен на мировых рынках у производителей стимул экспортировать газ, а не поставлять на внутренний рынок»,— сказал РБК аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин.
Переход на электронную торговлю позволит сбалансировать цену на СУГ на основе спроса и предложения, что позволит привлечь инвестиции в создание новых производственных мощностей,— говорилось в сообщении министерства энергетики Казахстана, опубликованном 3 января. «Кроме того, рыночные механизмы положительно влияют на развитие конкуренции, сокращают влияние на рынок непродуктивных посредников, создают благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса»,— отмечали там.
В Минэнерго тогда утверждали, что до перехода на электронные торги цена на этот вид топлива была убыточной для производителей, так как оно отпускалось по цене ниже себестоимости. Основной производитель СУГа— компания «Тенгизшевройл», подконтрольная американским Chevron (50%) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), 20%— у госкомпании Казахстана «Казмунайгаз», 5% у «дочки» ЛУКОЙЛа LUKArco. «Тенгизшевройлу» принадлежит крупнейшее в стране нефтяное месторождение Тенгиз на западе Казахстана. Но большую часть топлива «Тенгизшевройл» отправляет на экспорт.
Минэнерго Казахстана еще в середине лета 2021 года обязало производителей СУГа все свободные объемы направить на внутренний рынок, отказавшись от экспорта, за исключением заводов «Тенгизшевройл», «Жаикмунай» (принадлежит Nostrum Oil & Gas, которая входит в структуру сингапурского холдинга Steppe Capital Pte Ltd, контролируемого зятем Нурсултана Назарбаева Тимуром Кулибаевым) и Gas Processing Company. Дефицит на рынке обострился в октябре, когда на ремонт остановился один из крупных производителей газа— Павлодарский нефтехимический завод («дочка» «Казмунайгаза»). Участники рынка сообщали о проблемах с обеспечением СУГом потребителей, в частности в Нур-Султане, Мангистауской и Северо-Казахстанской областях.
СУГ является основным топливом для легкового транспорта в Казахстане. С 2019-го по 2021 год количество автомобилей на сжиженном газе увеличилось вдвое— с 140 тыс. до 313,4 тыс. Его потребление за два года выросло в с 1,3 млн т до 1,6 млн т. При этом объем производства остался на прежнем уровне. «Тенгизшевройл» в 2020 году произвел 1,482 млн т СУГа, из них отправил на экспорт 1,351 млн т (данные Refinitiv).
Средняя зарплата в Казахстане за третий квартал 2021 года составила 243 тыс. тенге в месяц.
Как могут развиваться события
Президент Токаев находится в непростой ситуации, замечает Дарья Чижова, для азиатской страны недопустимо проявление слабости, и власть должна четко фиксировать свою монополию на силу. Эксперт замечает, что сейчас наблюдается активная локализация и канализация протеста— отдельные активисты призывают выходить на улицы и захватывать здания. «Если со стороны власти не будет допускаться открытых провокаций, то ситуацию в ближайшее время удастся стабилизировать. У протеста нет конкретных политических требований, если не появится конкретных лидеров— инструментами чрезвычайного положения можно будет эффективно вывести из этого кризиса»,— полагает Чижова. Однако, по ее мнению, по окончании ЧП новое правительство и администрацию ждет большая работа, так как глубинные причины недовольства, в том числе экономические, никуда не денутся.
Сейчас руководство страны принимает «пожарные» меры, скорее всего, произойдет также смена руководителей ряда регионов страны, продолжает Чеботарев. «Вместе с тем текущие процессы в стране по своей масштабности превзошли жанаозенские события 2011 года и земельные протесты 2016 года. В связи с этим они просто не могут не стать серьезным политическим уроком для всей правящей элиты Казахстана. Поэтому после стабилизации обстановки в стране следует приступить к выработке и принятию более кардинальных мер, прежде всего политического характера»,— полагает эксперт.
Подпишись на FB РБК Получайте новости быстрее всех