Переход к системе здравоохранения, сфокусированной на пациенте, внедрение ценностно-ориентированной медицины является приоритетом Правительства Москвы. Акцент смещается с объема предоставляемых услуг на конечные результаты, достигнутые в ходе лечения. Первое направление, в котором внедряется такой подход — онкология. Об этом сообщила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
«Развитием онкологической службы города мы занимаемся последние несколько лет. Первые годы были посвящены трансформации системы в целом, созданию новой структуры оказания помощи и созданию материально-технической базы. Мы определили 6 якорных онкологических стационаров, оснастили новейшим оборудованием, создали современные лаборатории, открываем новые центры амбулаторной онкопомощи. В течение последнего года московское профессиональное онкологическое сообщество разрабатывало единый городской “клиентский путь” по онкологическим диагнозам. “Клиентский путь” — это выстроенный процесс событий, необходимых исследований, участников процесса, системы ответственности для пациента от подозрения на злокачественное новообразование до пожизненного наблюдения после лечения с учетом федеральных клинических рекомендаций», — сообщила заммэра.
Ключевой целью каждого «клиентского пути» является своевременность и качество лечения пациента за счёт непрерывности и преемственности действий. По каждому из них должно быть определено максимальное количество приемов врачей и максимальное время прохождения каждого этапа: подтверждение диагноза, своевременность начала и окончания лечения, эффективное диспансерное наблюдение. Ознакомиться с детализацией и наполнением разработанных «клиентских путей» можно на сайте mosgorzdrav.ru.
Следующий этап — разработка системы мониторинга выполнения «клиентских путей» по каждому заболеванию. Ежемесячно на основе медицинской документации формируются данные, позволяющие проконтролировать выполнение сроков и качество предоставляемой медицинской помощи в 6 стационарах. Эти данные позволяют, во-первых, подтвердить правильность разработанных «клиентских путей», а во-вторых, сделать результаты работы медицинских учреждений прозрачными и публичными.
«Работа по формированию клиентских путей велась систематически весь последний год. В феврале мы утвердили первые клиентские пути до этапа постановки диагноза. Это позволило нам впервые сформировать рейтинг многопрофильных онкологических стационаров. При его расчете оценивались сроки верификации диагноза от даты первого приема до даты постановки диагноза, сроки проведения онкологического консилиума для определения тактики лечения пациента и срок начала специализированного лечения. Но помимо “голых цифр”, в ценностно-ориентированном подходе всегда важно учитывать обратную связь, ориентироваться на потребности самих пациентов. Поэтому медицинский рейтинг мы дополнили “пациентским”. В его основу легли результаты опросов, которые мы проводим с начала этого года по анкетам, верифицированным в международной практике», — отметила Анастасия Ракова.
Сейчас персональные помощники проводят опросы пациентов, чтобы оценить уровень их информированности о результатах онкоконсилиумов, о плане лечения и его возможных осложнениях, удовлетворенность объяснениями плана лечения. На следующих этапах планируется проведение опросов по оценке состояния пациентов в течение времени, качеству жизни после лечения и вовлечения пациентов в процесс принятия решения. Напомним, в Москве реализуется проект «Персональный помощник» по сопровождению онкологических пациентов, в рамках которого специалисты службы помогают пациентам записываться на прием к врачу, напоминают о дате визита и решают другие проблемы.
«Когда у человека есть подозрение на онкологическое заболевание, ему крайне важно иметь четкий и понятный алгоритм дальнейших действий — куда обращаться, какие обследования проходить, как получить всю нужную помощь, в какие сроки должен укладываться тот или иной шаг. Работа по детализации клиентских путей по каждому онкологическому диагнозу будет продолжена. В скором времени мы определим чёткие алгоритмы и маршрут пациента на всех этапах лечения, а до конца года доработаем их и в части пожизненного наблюдения. Вместе с доработкой клиентских путей и отработкой технологий общения с пациентами — постараемся регулярно обновлять и рейтинги онкологических больниц. Мы надеемся, что четкие “клиентские пути” и публичные рейтинги позволят сделать оказание онкологической помощи максимально понятным и прозрачным для пациентов, а также повысят ее качество», — отметила Анастасия Ракова.
Итоговый рейтинг шести якорных онкологических стационаров за период январь-май 2022 года распределился следующим образом:
1) МКНЦ им. А. С. Логинова:
Общая оценка — 3,8
Оценка пациентов — 4,4
2) ГКБ им. Д. Д. Плетнева:
Общая оценка — 4
Оценка пациентов — 3,8
3) МГОБ № 62
Общая оценка — 3,5
Оценка пациентов — 4,2
4) ГКОБ № 1
Общая оценка — 3,3
Оценка пациентов — 3
5) ГКБ № 40 на Касаткина
Общая оценка — 2,8
Оценка пациентов — 3,4
6) ГКБ им. С. П. Боткина
Общая оценка — 3,8
Оценка пациентов — 2,2
«Разработка четких и понятных “путей пациента” последовательно решает сразу две важнейшие задачи. Во-первых, это позволяет сделать весь процесс постановки диагноза и лечения максимально прозрачным и понятным, как для врача, так и для пациента. Во-вторых, дает пациенту уверенность в четком соблюдении всех шагов со стороны медицинской организации.
“Пациентские пути”, закрепленные в официальных нормативных документах, — это важнейшее социальное обязательство, и у города есть все возможности, чтобы в полной мере реализовать его, в том числе и благодаря единой цифровой платформе, оснащению наших онкологических клиник, созданию центров амбулаторной онкологической помощи», — прокомментировал новый подход Всеволод Галкин, главный врач ГКОБ № 1.
Оцените материал